- Декрет о расторжении брака 1917 года предусматривал
- Декрет о расторжении брака, 16 (29) декабря 1917 г
- Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 19.12.1917
- Декрет вцик, снк рсфср от 19.12.1917 о расторженiи брака
- Объединеннаякоммунистическаяпартия
- О расторжении брака
- Декрет «о расторжении брака»
- Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 19.12.1917 «О расторженiи брака»
- Декрет о гражданском браке и детях, 1917 год – документ
- О детях
- О смерти
- Страна-абортарий. Декреты Ленина по разрушению православной семьи
- Декреты Ленина по разрушению православной семьи
- «Любви нет – есть физиологическое явление природы»
- Страна абортарий
- Читать онлайн История государства и права России. Шпаргалка страница 21. Большая и бесплатная библиотека
- 68. Кодекс законов о труде 1918 г
- 69. Уголовное право 1919 г
- 70. Национально-государственное устройство СССР в 1920–1940 гг
Декрет о расторжении брака 1917 года предусматривал
«Нельзя быть демократом и социалистом, — решительно писал Ленин, — не требуя сейчас же полной свободы развода, ибо отсутствие этой свободы есть сверхпритеснение угнетённого пола, женщины». Первая статья декрета гласила:
«Брак расторгается вследствие просьбы о том обоих супругов или, хотя бы, одного из них»
. Для того времени такое решение было революционным, хотя и вполне укладывавшимся в рамки демократической (а не социалистической) революции.
Но «фокус» заключался как раз в том, что у либералов и русской буржуазии «не хватило пороха» на самые очевидные и назревшие буржуазно-демократические преобразования.
И проводить их пришлось красным, социалистам, то есть большевикам и левым эсерам, составлявшим тогда Советское правительство.А какое отношение к супружеской верности и «расторжению брака» существовало в дореволюционной России, до 1917 года?
Мы знаем об этом по «Грозе» Островского (которая пока как будто не исключена из школьного курса, хотя и делались попытки сделать «Кабаниху» и Тита Титыча главным положительным персонажем произведения)
Декрет о расторжении брака, 16 (29) декабря 1917 г
При этом определялись новые органы, в юрисдикции которой впредь должны были находиться дела о разводах, а также изменялась вся существующая процедура бракоразводных процессов.
Церковный развод заменялся гражданским. Впредь все дела о разводе, о
«признании браков незаконными или недействительными»
, попадали под «местную подсудность» и рассматривались местным гражданским судом или ЗАГСом, а не церковными институциями различных христианских и нехристианских конфессий (п. 2, 10, 12). Все открытые ими до провозглашения Декрета от 16 декабря
«дела о расторжении браков, по коим не постановлено решений или постановленные решения не вступили в законную силу»
, признавались «уничтоженными» (п.
12). Граждане, затронутые данным положением, могли повторно обратиться с ходатайством о расторжении брака в советский гражданский суд.
Для развода было достаточно согласия и соответствующего ходатайства хотя бы одного супруга (п.
1)
Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 19.12.1917
5.
Если место жительства супруга, подлежащаго вызову, неизвестно, то день заседанiя по делу назначается не ранее истеченiя двухъ месяцевъ со дня напечатанiя публикацiи о вызове въ местной правительственной газете, а повестка посылается по указанному просителемъ последнему известному месту жительства ответчика.
6. Убедившись въ томъ, что просьба о расторженiи брака исходитъ действительно отъ обоихъ супруговъ или одного изъ нихъ, судья единолично постановляетъ определенiе о расторженiи брака, въ чемъ и выдаетъ супругамъ свидетельство.
При
Декрет вцик, снк рсфср от 19.12.1917 о расторженiи брака
Въ назначенный для разсмотренiя просьбы о расторженiи брака день, местный судья вызываетъ обоихъ супруговъ или ихъ поверенныхъ. 4.
Если место жительства супруга, подлежащаго вызову, неизвестно, то подача просьбы о расторженiи брака допускается по последнему известному просителю месту жительства отсутствующаго супруга или по месту жительства просителя съ указанiемъ, однако, суду последняго известнаго ему места жительства ответчика.
5.
Если место жительства супруга, подлежащаго вызову, неизвестно, то день заседанiя по делу назначается не ранее истеченiя двухъ месяцевъ со дня напечатанiя публикацiи о вызове въ местной правительственной газете, а повестка посылается по указанному просителемъ последнему известному месту жительства ответчика. 6. Убедившись въ томъ, что просьба о расторженiи брака исходитъ действительно отъ обоихъ супруговъ или одного изъ нихъ, судья единолично постановляетъ определенiе о расторженiи брака, въ чемъ и выдаетъ супругамъ свидетельство.
Объединеннаякоммунистическаяпартия
А в крестьянской толще с отношением к «жёнам-изменщицам» всё обстояло ещё проще. С ними проводился «вывод».
Максим Горький в 1895 году описывал сей благочестивый ритуал, свидетелем которого он сам стал, так: «По деревенской улице, среди белых мазанок, с диким воем двигается странная процессия.
Идёт толпа народа, идёт густо, медленно и шумно, — движется, как большая волна, а впереди её шагает шероховатая лошадёнка, понуро опустившая голову.
К передку телеги привязана верёвкой за руки маленькая, совершенно нагая женщина, почти девочка.
Она идёт как-то странно — боком, ноги её дрожат, подгибаются, её голова, в растрёпанных тёмно-русых волосах, поднята кверху и немного откинута назад, глаза широко открыты, смотрят вдаль тупым взглядом, в котором нет ничего человеческого.
О расторжении брака
Если место жительства супруга, подлежащаго вызову, неизвестно, то подача просьбы о расторженiи брака допускается по последнему известному просителю месту жительства отсутствующаго супруга или по месту жительства просителя съ указанiемъ, однако, суду последняго известнаго ему места жительства ответчика.5.
Если место жительства супруга, подлежащаго вызову, неизвестно, то день заседанiя по делу назначается не ранее истеченiя двухъ месяцевъ со дня напечатанiя публикацiи о вызове въ местной правительственной газете, а повестка посылается по указанному просителемъ последнему известному месту жительства ответчика.6.
Одновременно съ этимъ судья сообщаетъ копiю своего определенiя
Декрет «о расторжении брака»
[attention type=red]6.
[/attention]7. При расторжении брака по взаимному согласию супруги обязаны в поданном заявлении указать, какие фамилии будут впредь носить бракоразведенные супруги и их дети.
При расторжении же брака по заявлению одного из супругов и при отсутствии между супругами по сему предмету соглашения бракоразведенные супруги сохраняют свою добрачную фамилию, фамилию же детей определяет судья, а в случае спора сторон — местный суд.
8. В случае соглашения о том супругов, судья, одновременно с постановлением о расторжении
Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 19.12.1917 «О расторженiи брака»
5.
Если место жительства супруга, подлежащаго вызову, неизвестно, то день заседанiя по делу назначается не ранее истеченiя двухъ месяцевъ со дня напечатанiя публикацiи о вызове въ местной правительственной газете, а повестка посылается по указанному просителемъ последнему известному месту жительства ответчика. 6.
Убедившись въ томъ, что просьба о расторженiи брака исходитъ действительно отъ обоихъ супруговъ или одного изъ нихъ, судья единолично постановляетъ определенiе о расторженiи брака, въ чемъ и выдаетъ супругамъ свидетельство.
Одновременно съ этимъ судья сообщаетъ копiю своего определенiя въ отделъ записей браковъ, где расторгнутый бракъ былъ совершенъ и где хранится относящаяся къ сему браку книга записей браковъ.
[attention type=yellow]7. При расторженiи брака по взаимному согласiю, супруги обязаны въ поданномъ заявленiи указать, какiя фамилiи будутъ впредь носить бракоразводные супруги и ихъ дети.
[/attention]При расторженiи же брака
Декрет о гражданском браке и детях, 1917 год – документ
Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния
1917.12.18
Российская Республика впредь признает лишь гражданские браки.
Гражданский брак совершается на основании следующих правил:
1. Лица, желающие вступить в брак, словесно объявляют или подают о том, по месту своего пребывания, письменное заявление в отдел записей браков и рождений при городской (районной, уездной или волостной земской) управе.
Примечание. Церковный брак, наряду с обязательным гражданским, является частным делом брачущихся.
2. Заявления о желании вступить в брак не принимаются: а) от лиц мужского пола ранее 18 лет, а женского — 16 лет от рождения.
В Закавказье туземные жители могут вступать в брак по достижении женихом 16 лет, а невестою 13 лет; б) от родственников по прямой линии, полнородных и не полнородных братьев и сестер, — причем наличность родства признается также между внебрачным ребенком и его потомством с одной стороны и его отцом и его родственниками — с другой; в) от состоящих в браке, и г) от умалишенных.
3. Желающие вступить в брак являются в отдел записей браков и дают подписку в отсутствии перечисленных в ст. 2 сего декрета препятствий для вступления в брак, а также подписку в том, что они вступают в брак добровольно.
Виновные в даче заведомо ложных показаний об отсутствии препятствий, перечисленных в ст. 2, привлекаются к уголовной ответственности за ложное показание, а сам брак их признается недействительным.
4. По отобрании выше предусмотренной подписки, заведующий отделом записей браков заносит событие брака в книгу записей браков и затем объявляет брак вступившим в законную силу.
При вступлении в брак бракосочетающимся предоставляется свободно определить, будут ли они впредь именоваться фамилией мужа или жены или соединенною фамилией.
В удостоверение события брака, брачущимся выдается незамедлительно копия свидетельства об их браке.
Примечание. Форма книги записей браков прилагается.
5. Жалобы на отказ в совершении брака или на неправильности записи приносятся, без ограничения срока, местному судье по месту отдела записей браков; определение же местного судьи по таковой жалобе может быть обжаловано в общем порядке.
[attention type=red]6.
[/attention]В случае, если прежние книги записей брака были уничтожены или иным путем погибли, или если по иной причине состоящие в браке лица не имеют возможности получить выпись о своем бракосочетании, — этим лицам предоставляется право подать заявление в соответствующий, по месту жительства обоих супругов или одного из них отдел записей браков о том, что они состоят в браке с такого-то времени. Такое заявление, подтвержденное, сверх подписки, предусмотренной ст. 4‑й сего декрета, еще подпискою супругов в том, что книга записей действительно погибла, или что они по иной уважительной причине не могут получить выписки о браке, служит основанием для записи брака вновь и для выдачи о том копии свидетельства.
О детях
7. Запись о рождении ребенка составляется тем же отделом записей браков и рождений по месту пребывания матери, причем о каждом рождении в книге записей рождений совершается особая запись.
Примечание. Форма книги записей рождений прилагается.
8. О рождении ребенка отделу обязаны объявить или его родители, или один из них, или лица, на попечении коих, за смертью родителей, остался новорожденный, с указанием присвояемых ребенку имени и фамилии и с представлением двух свидетелей в удостоверение события рождения.
9. Как книги записей браков, так и книги записей рождений, ведутся в 2‑х экземплярах, причем один экземпляр по окончании года пересылается для дальнейшего храпения -в соответствующий суд.
10. Дети внебрачные уравниваются с брачными относительно прав и обязанностей как родителей к детям, так и детей к родителям.
Отцом и матерью ребенка записываются лица, подавшие о том заявление и давшие соответствующую в том подписку.
Виновные в даче заведомо ложных показаний по содержанию сего привлекаются к уголовной ответственности за ложное показание, а сама запись признается недействительной.
В случае неподачи отцом внебрачного ребенка указанного выше заявления, матери ребенка, опекуну его или самому ребенку предоставляется право судебным порядком доказать отцовство.
О смерти
11. Акт о смерти лица составляется по месту смерти тем отделом, который ведает записью браков и рождений, путем записи в особой книге записей смерти.
Примечание. Форма книги записей смерти прилагается.
12. О смерти лица отделу обязаны объявить судебные или административные власти, или лица, на попечении коих находился умерший.
13. Учреждениям, ведающим кладбищами, отныне запрещается препятствовать погребению в черте кладбищ по обряду гражданских похорон.
[attention type=green]14. Всем духовным и административным учреждениям, коим ранее была подведомственна регистрация браков, рождений и смерти по обрядам каких бы то ни было вероисповедных культов, — предписывается незамедлительно эти регистрационные книги для дальнейшего их хранения пересылать в соответствующие городские, уездные, волостные и земские управы.
[/attention]Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).
Председатель Центрального Исполнительного Комитета Совета Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов Я. Свердлов.
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров Бонч-Бруевич.
Секретарь Н. Горбунов.
18 декабря 1917 года.
Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917—1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР М. 1942, стр.161−163.
Источник: https://diletant.media/articles/37825446/
Страна-абортарий. Декреты Ленина по разрушению православной семьи
Многие века семейно-брачные отношения в России базировались на высоких духовно-нравственных, религиозных, прежде всего православных христианских ценностях. Перед Октябрьской социалистической революцией в стране преобладала крепкая семья и происходил демографический взрыв.
Достаточно сказать, что с 1861 года, то есть с начала великих реформ императора Александра II, до 1917 года население страны увеличилось почти вдвое!
Однако 25 октября 1917 года по старому стилю власть захватили воинствующие безбожники во главе с Лениным и почти сразу стали расправляться с русской православной семьей. Если задумаемся над очередностью социалистических преобразований, то есть над тем, что большевики считали первоочередным, то с удивлением обнаружим следующее.
Декреты Ленина по разрушению православной семьи
Ленинские декреты по разрушению православной семьи изданы даже раньше, чем декрет об отделении церкви от государства. И намного раньше, чем законодательные акты по национализации крупной и средней промышленности, по коллективизации и тому подобным принципиально важным социалистическим преобразованиям.
Уже 16 декабря 1917 года советское правительство во главе с Лениным и ВЦИК во главе со Свердловым издали декрет «О расторжении брака», а 18 декабря – декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг гражданского состояния».
Прежде всего, обратим внимание, что в них ни слова не говорилось о духовно-нравственной составляющей семьи и брака.
Указанные декреты признавали лишь гражданский брак, оформленный в органах советской власти, то есть Русская Православная Церковь и все другие конфессии отстранялись от заключения брака.
Тем самым советская власть сознательно и большевистскими темпами устраняла религиозные и, прежде всего, христианские брачно-семейные устои, традиции и ценности нашего народа.
Отменялись прежние ограничения по расторжению брака, препятствия к разводу практически перестали существовать.
Вместо церковного венчания вводились свадебные церемонии в ЗАГСе, которые длились около 20 минут. Такие церемонии проводились и прямо на заводах, и в стенах различных советских учреждений. Под красными флагами.
Была выдумана даже клятва супругов.
[attention type=yellow]Вот ее примерный текст: «Обещаете ли вы, — задавался вопрос новобрачным, — следовать по пути коммунизма так же смело, как сейчас вы выступаете против церкви и старых традиций?» Затем у новобрачных выясняли, научат ли они своих детей бороться за мировую социалистическую революцию? И получив утвердительные ответы, советский служащий провозглашал: «Тогда во имя нашего руководителя, товарища Владимира Ильича Ленина, я объявляю Ваш красный брак заключенным».
[/attention]Последствием упомянутых ленинских декретов стала резкая дестабилизация и дезорганизация семьи, стремительное увеличение числа разводов и, соответственно, увеличение числа матерей-одиночек. Так, в Петрограде в 1920 году 41% заключенных браков просуществовал от трех до шести месяцев, 22% – меньше двух месяцев, а 11% – менее одного «медового» месяца!
Браки распадались даже быстрее, чем создавались. Как говорила большевичка Коллонтай, при коммунизме брак не будет длительным союзом; она одобряла, когда ради работы женщины оставляли своих мужей.
«Любви нет – есть физиологическое явление природы»
Понятно, что на таком фоне росла и проституция. Если согласно официальной статистике в 1921 году в Петрограде было 17 000 проституток, то в 1922-м их стало 32 000. А неофициальные публичные дома также процветали, как и сейчас.
При этом среди молодежи получили распространение материалистические представления о превалировании физиологической основы в отношениях между мужчиной и женщиной и, соответственно, широко распространились добрачные половые связи. В среднем в 1920-е годы их имело от 85% до 95% мужчин, от 48% до 62% женщин.
Большинство юношей вступало в половые связи в 16-19 лет, большинство девушек – в 16-21 год, то есть, материалистам удалось развратить молодежь и, прежде всего, девушек.
Социологический опрос в 1920 году показал, что 48 % опрашиваемых считают, что любви нет. А в 1929 году при сопоставимом опросе получены такие типичные ответы:
«Любовь – инстинкт сексуального удовлетворения», «Любви нет – есть физиологическое явление природы».
Поощряемое стремление учиться, учиться и учиться и самостоятельно зарабатыватьденьги обернулось тем, что в 1920 году 24% московских студенток вообще не хотело создавать семьи. На замужних женщин и тем более домохозяек подчас смотрели косо, как на пережиток проклятого прошлого.
Зачем семья, если стало возможным массовое сожительство вне ее? Есть социологические данные о студентах в Одессе в 1927 году. Среди них в так называемом свободном браке состояло 32% женщин и 17% мужчин.
Дестабилизация традиционной семьи и увеличение разводов способствовали сокращению рождаемости, особенно в 1918 году.
[attention type=red]Если в 1913-м среди русских на 1000 браков зарегистрировано 0,15 разводов, то в 1926-1927 годах – 11, то есть коммунисты добились роста разводов почти в 100 раз! А если обратить взор на колыбель революции – на Петроград в 1920 году, то там количество разводов составило 92 на 1000, то есть рост количества разводов в многие сотни раз! В Москве в 1926 году на 1000 браков приходилось 477 разводов, то есть половина!
[/attention]Дестабилизация традиционной семьи способствовала и повышению брачного возраста у женщин. Соответственно, менялся и деградировал нравственный климат в России.
В государстве с коммунистической идеологией распространилась точка зрения о превалировании общественных интересов над личными и семейными устремлениями. Семья и материнство становились менее значимыми ценностями.
Духовная сторона брака расценивалась как религиозный пережиток, как исторически сложившаяся условность.
Страна абортарий
Причем даже при Ильиче имели место отдельные объективные, профессиональные оценки происходившего в стране. Так, в 1923 году заведующей Отделом охраны материнства и младенчества наркомата здравоохранения В.П.
Лебедевой удалось написать в коммунистическом издании: «Разрушив основы старой семьи, введя институт гражданских браков, допустив небывалую легкость развода, мы ничем не вооружили женщину, которая беспомощно стоит перед своим разрушенным семейным очагом…» И далее Лебедева констатировала, что «справиться одной с ребенком при нашей безработице и низкой заработной плате для одинокой женщины вещь непосильная».
Однако если бы произвол большевиков ограничился сказанным. Но 18 ноября 1920 года с согласия и одобрения Ленина наркомат здравоохранения и наркомат юстиции первыми в современном мире разрешили или легализовали аборты, то есть большевики взяли пример с дохристианского мира, с язычников.
Коммунистическая власть предоставила советским женщинам право на бесплатное производство абортов в больницах. А врезультата их число выросло опять же большевистскими темпами.
Если до Октябрьской революции абортов почти не было, то в 1926 году в Москве процент абортов относительно общего количества живорожденных составил 46%, в Ленинграде – 42%, то есть почти половина детей убивалась.
И преимущественно делали аборты в 20-29 лет, то есть в наиболее репродуктивном возрасте.
Постепенно дошли даже до того, что в Москве в 1934 году на 1 родившегося стало 3 погибших в результате аборта!
[attention type=green]Происходило самоубийство народа, замордованного насильственной сталинской коллективизацией, организованным голодом и нищетой.
[/attention]И Сталин в 1936 году принял суровые меры против абортов, чтобы не была подорвана советская государственность. Однако диктаторское правление не может продолжаться бесконечно, когда-то наступают послабления, и в 1955 году коммунисты вновь разрешили аборты…
Что касается Ленина, необходимо повторить – он первым разрешил аборты в современном мире. В результате его инициативы погибли миллионы и многие десятки миллионов детей. В этом смысле Ленин является главным детоубийцей на планете. И этот факт помогает лучше понять, почему Господь не дал ему детей.
Еще 4 марта 1918 года Поместный Собор Русской Православной Церкви в своем Определении заявил: «В этих декретах… открыто попирается святость брака, который по общему правилу является нерасторжимым, согласно учению Спасителя нашего (Мф. 19:9), и только в исключительных случаях может быть расторгнут церковной властью».
И далее Священный Собор призвал православных «не вступать на широкий путь греха, ведущий к погибели, и строго хранить церковные законы, памятуя, что те, которые нарушают церковные постановления, навлекают на себя гнев Божий и церковное осуждение.
Декреты, направленные к ниспровержению церковных законов, не могут быть приняты Церковью».
17 июля 1918 года Ленин, Свердлов и другие коммунисты зверски расправились с символом русской православной семьи – с семьей святых Царственных Страстотерпцев.
Ленину и его последователям во многом удалось разрушить православную семью. При этом говорилось о создании новой счастливой семьи вместо «ужасной старой». В результате существовавшуюстарую разрушили, а абстрактную новую не создали – и сейчас в столице 70% разводов, в целом по стране – 56%, то есть, семья постепенно перестает существовать.
[attention type=yellow]Между тем, только крепкая русская православная семья может обеспечить заметный рост рождаемости и, соответственно, сохранение русской нации как государствообразующей, скрепляющей Россию от Балтики до Тихого океана. Поэтому или добровольно возродим такую семью, или возрастает угроза распада России с войнами и кровью.
[/attention]Если на Западе в чем-то похожее разрушение семьи происходит в результате демократических перехлестов, то в России ее разрушение связано с марксистско-ленинской идеологией. Следовательно, возрождение семьи в России требует преодоления ленинизма, материализма и одновременно недопущения демократических перехлестов у нас. Сложнейшая задача.
Сможем ли возродить русскую православную семью? Если только по Божией милости. А ее заслужить надо!
Источник: https://media.elitsy.ru/otvety/strana-abortarij-dekrety-lenina-po-razrusheniyu-pravoslavnoj-sem-i/
Читать онлайн История государства и права России. Шпаргалка страница 21. Большая и бесплатная библиотека
Вопросам брака и семьи в РСФСР посвящен ряд нормативных правовых актов:
1) Декрет СНК РСФСР о гражданском браке, детях и ведении книг актов гражданского состояния 1917 г.;
2) Декрет СНК РСФСР о расторжении брака 1917 г.;
3) Декрет СНК РСФСР о рождении 1917 г.;
4) Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г.;
5) Инструкция НКЮ РСФСР “Об организации отделов записи браков и рождений” 1918 г. Декрет о гражданском браке, детях и ведении книг актов гражданского состояния 1917 г. впервые в советском законодательстве установил единую процедуру гражданской регистрации брака в соответствующих государственных органах, заменив церковную регистрацию.
Декретом были значительно упрощены условия вступления в брак. Отныне для вступления в брак необходимы были достижение брачного возраста (16 лет для женщин и 18 лет для мужчин) и взаимное согласие.
Кроме этого, Декрет провозгласил равенство мужчин и женщин во всех сферах жизни.
В РСФСР появилась возможность устанавливать отцовство в судебном порядке.
Декрет о гражданском браке, детях и ведении книг актов гражданского состояния имел еще одну важную особенность: он положил начало зарождению системы органов ЗАГСа.
С принятием Декрета СНК РСФСР о расторжении брака 1917 г. дела о расторжении брака были изъяты из компетенции церковных судов и переданы в компетенцию соответствующих местных судов. До принятия данного Декрета для получения разрешения на развод необходимо было разрешение Синода или папы римского.
Процедура развода также стала более доступной и приобрела гражданский характер.
22 октября 1918 г. был принят первый Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. Он стал первым кодифицированным (нормативным) актом, регулирующим брачные, семейные и опекунские отношения. КЗАГС определяет, что акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записей актов гражданского состояния.
Отделы записей актов гражданского состояния:
1) центральный – при Отделе местного самоуправления Народного комиссариата по внутренним делам;
2) окружные – при городских Советах депутатов главных городов губерний и областей;
3) местные – при волостных и городских, а в крупных городах – при районных Советах депутатов.
[attention type=red]Кодекс наделял органы ЗАГСа соответствующими полномочиями, определял порядок ведения регистрационных книг, порядок регистрации отдельных актов гражданского состояния.
[/attention]КЗАГС содержал разделы, посвященные браку, а именно условиям заключения брака, порядку его регистрации, основаниям и порядку его прекращения и признания недействительным.
68. Кодекс законов о труде 1918 г
Кодекс законов о труде 1918 г. – первый нормативный акт, регулирующий трудовые отношения. КЗоТ был принят специальной комиссией Наркомюста и ВЦСПС и действовал с момента его опубликования в Собрании Узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР.
Особенность КЗоТа состояла в том, что он распространялся только на лиц, работающих за вознаграждение, и был обязателен для всех предприятий, учреждений и хозяйств, а также и для всех частных лиц, применяющих чужой труд за вознаграждение.
КЗоТ включал в себя введение и 9 разделов, регулирующих:
1) трудовую повинность;
2) право на применение труда;
3) порядок предоставления труда;
4) предварительное испытание;
5) перевод и увольнение трудящихся;
6) вознаграждение за труд;
7) рабочее время;
обеспечение надлежащей производительности труда;
9) охрану труда.
Трудовую повинность по общему правилу несли все граждане РСФСР. Трудовой повинности не подлежали лица, не достигшие 16-летнего возраста, лица старше 50 лет и лица, утратившие трудоспособность вследствие увечья или болезни.
От трудовой повинности временно освобождались лица, временно утратившие трудоспособность, на срок, необходимый для ее восстановления, а также беременные женщины на
период времени за восемь недель до родов и восемь недель после родов.
Предварительное испытание при длительном характере работ составляло не более шести дней для рабочих, а в советских учреждениях – две недели для неквалифицированных и неответственных видов труда и 1 месяц для квалифицированных и ответственных.
Основания увольнения трудящегося по КЗоТу:
1) в случае ликвидации данного учреждения, предприятия или хозяйства, упразднения отдельных обязанностей или работ;
2) при остановке работ на срок более 1 месяца;
3) по истечении срока работы, если работа носила временный характер;
4) при явной непригодности работника к работе;
5) при желании самого трудящегося.
Продолжительность нормального рабочего времени трудящегося по КЗоТу не должна была превышать 8 дневных или 7 ночных часов. Продолжительность нормального рабочего времени не превышала 6 ч для лиц, не достигших 18 лет, и в отраслях труда, особо тяжких и неблагоприятных для здоровья.
[attention type=green]Обеспечение охраны жизни, здоровья и труда работников возлагалось на инспекцию труда, технических инспекторов и представителей санитарного надзора.
[/attention]КЗоТ содержал ряд приложений, в которых приводились правила о порядке установления нетрудоспособности, о выдаче пособий трудящимся во время их болезни, о безработных и о выдаче им пособий, о трудовых книжках, о еженедельном отдыхе и о праздничных днях.
69. Уголовное право 1919 г
В 1919 г. развитие уголовного права характеризовалось наличием уголовно-правовых актов, которые издавались органами советской власти и содержали в себе нормы об отдельных составах преступлений, а также видах и мерах наказания.
Данными актами руководствовались в своей деятельности революционные трибуналы, которые советская власть наделила судебными и карательными полномочиями.
Рассмотрение уголовных дел осуществлялось не на основании закона, а в соответствии с “революционным менталитетом”, что вело за собой порождение произвола.
Во избежание этого Наркомюст в декабре 1919 г. издал Руководящие начала по уголовному праву РСФСР, систематизировав и обобщив в них судебную практику и практику трибуналов. Новое уголовное право должно было основываться на принципе целесообразности, который по своей сути был противоположен принципу законности.
Руководящие начала представляли собой первое обобщение уголовного законодательства и практики его применения первых лет советской власти. Предполагалось, что суды в процессе рассмотрения дела будут руководствоваться принципом целесообразности, а потому будут решать дела на основе Общей части кодекса.
Руководящие начала состояли из введения и восьми разделов: об уголовном праве; об уголовном правосудии; о преступлении и наказании; о стадиях совершения преступления; о соучастии; о видах наказания; об условном осуждении; о действии уголовного законодательства в пространстве.
Представляя собой судебную практику, Руководящие начала осуществляли свою деятельность, руководствуясь принципом аналогии, т. е. при отсутствии конкретной нормы в ходе рассмотрении какого-либо преступления могли применить аналогичную норму и решить дело по аналогии.
Существовало 16 видов наказания, которые включали в себя внушение, общественное порицание, принудительное изучение курса политграмоты, бойкот, исключение из коллектива, возмещение ущерба, отстранение от должности, конфискацию имущества, лишение политических прав, объявление врагом народа, принудительные работы, лишение свободы, расстрел (высшая мера наказания). Также применялось условное осуждение, имеющее воспитательный характер. Признавались смягчающие обстоятельства, к которым относились принадлежность к низшему классу, состояние голода, нужды, невежество и несознательность.
[attention type=yellow]Уголовная ответственность наступала с 14 лет.
[/attention]Руководящие начала подразделяли преступления на обычные и государственные, или контрреволюционные, которые имели своей целью свержение правящего режима (теракты, вооруженные мятежи и др.). Государственные преступления подавлялись с применением крайне жестоких мер, а лицо, совершившее данное преступление, подлежало расстрелу.
70. Национально-государственное устройство СССР в 1920–1940 гг
Союз Советских Социалистических Республик- федеративное государство, которое юридически было оформлено подписанием Договора о создании Союза Советских Социалистических Республик в 1923 г. По организации формы государственного устройства были внесены следующие предложения:
1) конфедеративное (В. И. Лениным),
2) унитарное (И. В. Сталиным).
Первым этапом объединения стала подготовка проекта Договора об образовании Союза Советских Социалистических Республик, который после обсуждения был разослан в республики.
Вторым этапом образования национально-государственного устройства Союза Советских Социалистических Республик стали обсуждение проекта Договора о создании Союза Советских Социалистических Республики его подписание.
После принятия решения об образовании СССР Съезды Советов советских республик избрали своих полномочных делегатов на I съезд Советов СССР. В декабре 1922 г. X Всероссийский съезд Советов принял решение о создании СССР и о вхождении в его состав РСФСР.
Источник: https://dom-knig.com/read_232249-21