Когда ввели бакалавриат и магистратуру в россии

Содержание
  1. В чем разница между дипломом магистра, бакалавра и специалиста?
  2. О системе образования в целом
  3. Уровни высшего профессионального образования в России
  4. Сроки прохождения базовых программ образования
  5. Бакалавриат
  6. Специалитет
  7. Магистратура
  8. Разница между бакалавриатом и специалитетом
  9. Чем различаются дипломы бакалавра и специалиста
  10. Различия между специалитетом и магистратурой
  11. Базовые различия бакалавра, магистра, специалиста
  12. Бакалавр это высшее образование или нет – чем отличается от специалиста – МамаЮрист.ру
  13. Бакалавриат и Магистратура — что это такое
  14. Чем отличается бакалавр от магистра в Европейской системе образования
  15. Чем отличается бакалавр от специалиста
  16. Чей диплом лучше: специалиста, бакалавра или магистра
  17. Кому нужны эти бакалавры и магистры, в чём разница? Объясняем, как крупнейшие предприятия и вузы готовят профессионалов будущего по магистерским программам
  18. Что такое магистратура?
  19. Андрей Поминов, первый заместитель министра образования и науки Республики Татарстан
  20. Сергей Рощин, проректор НИУ «Высшая школа экономики»
  21. Ирина Аржанова, исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров
  22. Чем бакалавр отличается от магистра?
  23. Альберт Гильмутдинов, ректор КНИТУ-КАИ
  24. Владислав Потанин, директор НТИ (ф) УрФУ
  25. Зачем тратить два года своей жизни на магистратуру?
  26. Бывает бесплатная магистратура?
  27. Как крупные компании борются за будущие кадры?
  28. Кто ещё поддерживает студентов и преподавателей магистратур в России?
  29. Оксана Орачева, гендиректор благотворительного фонда Владимира Потанина
  30. Магистратура и бакалавриат в сравнении со специалитетом
  31. Преимущества магистратуры и бакалавриата
  32. Недостатки магистратуры и бакалавриата
  33. Преимущества и недостатки специалитета
  34. Конфликт перехода от специалитета к магистратуре и бакалавриату
  35. Задать все вопросы про программам магистратуры лично
  36. Бакалавр и магистр — какая разница?
  37. Немного истории
  38. В чем разница между бакалавром и магистром
  39. Бакалавриат – подготовка практикующего специалиста
  40. Магистратура – нацеленность на научную работу
  41. Плюсы и минусы двухуровневой подготовки
  42. Бакалавриат, специалитет, магистратура
  43. Болонский процесс
  44. Болонский процесс в России

В чем разница между дипломом магистра, бакалавра и специалиста?

Когда ввели бакалавриат и магистратуру в россии

Доучившись до конца школы (а то и университета), многие так и не понимают, в чем отличие специалитета, бакалавриата и магистратуры. Между ними есть много различий, но есть и кое-что общее: все это показатели высшего образования, со свидетельством о котором можно занимать такие должности, какие без диплома о высшем не стоит и думать.

Если почитать материалы в нашем телеграм-канале, вы поймёте, что все эти ступени обучения различаются между собой одновременно несколькими факторами: насыщенностью программы, количеством теоретических и прикладных дисциплин и длительностью обучения.

И хоть в последнее время в вузах не встречаются дипломы специалистов, все же нужно разбираться, в чем разница бакалавриата, специалитета и магистратуры.

А теперь обо всем по порядку.

О системе образования в целом

В далеком 1999 году в ходе Болонского процесса установили всеобщую двухуровневую систему образования. В ней бакалавриат является первой базовой ступенью высшего образования, а следующей – магистратура.

Страны договорились соблюдать эту систему, чтобы сохранить по всей Европе более менее единый стиль образовательного пространства. 

[attention type=yellow]

Любая страна, которая хотела попасть в эту систему, должна была подписать договор. Россия вошла в этот союз только в 2003 году, после чего сразу пошли изменения в системе образования.

[/attention]

Так, первыми вузами, которые приняли новую европейскую систему, стали МГИМО, РУДН, МГТУ им. Н. Э. Баумана, НИУ ВШЭ. Позже подтянулись и остальные вузы.

Уровни высшего профессионального образования в России

Высшее профессиональное образование включает в себя следующие ступени:

  1. Высшее проф., с присвоением квалификации «бакалавр».
  2. Высшее проф., с присвоением степени «дипломированный специалист».
  3. Высшее проф., с присвоением квалификации «магистр».

Сроки прохождения базовых программ образования

Чем еще отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры? Учащиеся разных программ получают образование в течение разных сроков:

  • те, кто нацелен на получение степени бакалавра, учатся не менее 4-х лет;
  • те, кто намереваются получить диплом квалифицированного специалиста, проходят обучение больше 5 лет (иногда 5,5 лет);
  • те, кто выбирает направление магистратуры, должны проходить обучение в течение не меньше 6 лет.

Бакалавриат

Диплом бакалавра – показатель успешного завершения второй ступени высшего проф. обучения.

Первая ступень высшего проф. обучения – это неполное высшее, которое учащийся проходил по основным программам университета в течение не менее 2-х лет. Конкретный срок и содержание такой учебы отражаются в приложении к диплому.

Получить неполное высшее студент может, если будет отчислен или самостоятельно решит покинуть вуз в силу ряда причин.

Студент должен быть готовым к тому, что большинство работодателей не рассматривают кандидатов с неполным высшим образованием.

Бакалавр, в свою очередь, должен:

  • изучить общеобразовательные и общепрофессиональные предметы;
  • освоить специальные дисциплины и практику;
  • пройти итоговую аттестацию и получить квалификацию «бакалавр».

Такая квалификация предоставляет кандидату право претендовать на должности, где главное требование — наличие высшего профессионального образования.

Специалитет

Что касается специалитета, то тут говорится об основной проф. образовательной программе, в которую входит изучение гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных предметов общенаучной направленности, общепрофессиональные дисциплины, теоретическая и практическая подготовка по специализации и специальности. 

Данная форма образования отличается от общепринятой в Европе. Специалитет – классическая форма образования в России, которая осталась в немногих вузах страны, в том числе, на медицинских, военных и инженерных факультетах.

Специалитет длится не меньше 5 лет, по прошествии которых студента ждет итоговая аттестация, в том числе – и дипломная работа.

Если выпускнику удается преодолеть все эти препятствия, ему присваивают квалификацию специалиста «учитель», «инженер», «экономист» и пр.

Магистратура

Магистратура – программа, построенная на основе бакалавриата. Длится 2 года. Содержит практические и теоретические занятия по выбранному направлению.  

Обучение на магистратуре предполагает научно-исследовательскую и педагогическую деятельности. Общий срок обучения вместе с бакалавриатом – 6 лет. 

Выпускник магистратуры проходит итоговую аттестацию и предъявляет магистерскую работу, при успешной защите которой учащемуся присваивают степень магистра.

Учащихся часто интересует, кто выше – магистр или бакалавр. Ответ здесь очевиден: обладатель степени магистра котируется на рынке труда выше бакалавра, так как и срок его обучения, количество и качество учебных часов и дисциплин гораздо выше. 

Разница между бакалавриатом и специалитетом

Следует понимать, что здесь речь идет о двух совершенно разных программах обучения. 

Бакалавриат является высшим образованием по ускоренной программе. В нем студент получает общие базовые знания по определенному направлению в течение 4 лет.

Если студенту нужны углубленные знания, он после бакалавриата поступает в магистратуру, где учится еще 2 года. Повысить уровень знаний можно везде, где есть специальные магистерские программы (а есть они не у всех вузов).

[attention type=red]

Плюс – можно поступить не только на первоначальное направление, но и выбрать другое. А при успешном прохождении вступительного испытания на магистратуру можно рассчитывать на бюджетное место.

[/attention]

Специалитет же дает глубокие знания в определенной профессиональной сфере. Студент обучается 5-6 лет. В течение первых двух лет он проходит общую базовую программу по выбранной специальности, далее получает расширенные знания.

Основное отличие специалитета в том, что после него можно идти в аспирантуру. Бакалавр сможет пойти в аспирантуру только после прохождения магистерской программы.

Есть и еще одно важное отличие: диплом бакалавра котируется за границей, где с ним можно пойти даже в магистратуру.

Диплом специалиста – чисто отечественная особенность образования. С ней могут возникнуть проблемы, потому что не все работодатели принимают такой документ об окончании вуза.

Чем различаются дипломы бакалавра и специалиста

Кроме самого звания — «бакалавр» или «специалист» по какому-то направлению — в дипломе специалиста дополнительно указывается еще и точная специальность: юрист, психолог, инженер.

Если изучить приложение к диплому, где указаны учебные дисциплины и затраченное на них время, можно увидеть, что у этих двух программ обучения разная глубина охвата предметов.

Выпускникам специалитета предоставляется больше карьерных возможностей. Бакалавр сможет поравняться со специалитетом только после того, как окончит магистратуру.

Вот наглядный пример того, как отличаются уровни подготовки и компетенций выпускников двух разных программ обучения (бакалавриата и специалитета) на юридическом образовании:

  1. Бакалавриат – Юриспруденция. Выпускник в целом хорошо подкован в законодательстве, может работать с документацией, проводить консультации, представлять частное лицо или компанию в суде. Но для получения специальных знаний придется осваивать ремесло на практике или в ходе обучения на следующей ступени образования.
  2. Специалитет – Судебная экспертиза. Здесь студенту передаются узкопрофильные знания по предмету. Выпускник может сразу расследовать преступления и проводить судебные экспертизы, так как его уровень знаний позволяет это сделать.

Диплом бакалавра включает лишь общее направление.

Есть профессии, обучиться которым можно только на специалитете.

Различия между специалитетом и магистратурой

Если разница между бакалавром и магистром ясна, то здесь у некоторых возникают сложности. В специалитете идет освоение третьего уровня получения высшего профессионального образования. Тут можно выбрать 2 программы основных типов:

  1. Программа современного специалитета.
  2. Программа магистратуры.

Так в чем же отличие бакалавриата от магистратуры, и что лучше – магистр или бакалавр? Бакалавриат – это базовая первая ступень высшего образования, а магистратура представляет второй уровень. 

Специалитет стоит на особом месте, потому как программа обучения начинается как первый базовый уровень, но ее выпускник рассматривается работодателями как специалист-магистр.  И если сравнивать, что лучше – специалитет или бакалавриат, то у первого несколько больше карьерных перспектив. Вот в чем основная разница между ними. 

Базовые различия бакалавра, магистра, специалиста

В чем еще отличия магистра и бакалавра от специалитета, так это в том, что эти две степени относятся к первым научным степеням. Звание магистра открывает перед молодыми учеными дорогу в аспирантуру.

Учащийся получает степень бакалавра до специалиста или магистра. Спустя 4 года учебы студент должен понять, куда двигаться дальше и какие вершины осваивать. Если у него в планах пойти в науку или он планирует остаться в вузе и работать преподавателем, он должен подумать о получении диплома специалиста или магистра. 

Обратите внимание, что не все вузы предлагают своим студентам возможность получения диплома магистра. Еще меньше специальностей, по которым можно его получить. Подробную информацию о наличии интересующего направления и диплома получайте на официальном сайте вуза.

На какой бы системе образования вы не остановились, всегда старайтесь получить не сам диплом, а знания. Ведь именно они помогут добиться в жизни тех целей, которые вы перед собой поставите.

А если достижению заветного мешают бесполезные предметы, специалисты нашего сервиса помощи студентам готовы избавить вас от этих мук.

Источник: https://Zaochnik.ru/blog/v-chem-raznitsa-mezhdu-diplomom-magistra-bakalavra-i-spetsialista/

Бакалавр это высшее образование или нет – чем отличается от специалиста – МамаЮрист.ру

Когда ввели бакалавриат и магистратуру в россии

Что такое бакалавриат? Бакалавр – это выпускник ВУЗа, но имеет ли бакалавр высшее образование или нет? Еще 21 год назад такого вопроса перед студентами даже не стояло, и вот теперь, при переходе на западные стандарты образования, мы имеем в высшем образовании бакалавриат, магистратуру и специалитет.

Чем отличаются эти градации, что они дают выпускнику и чего не дают, мы будем разбирать в этой статье.

Бакалавриат и Магистратура — что это такое

В советский период истории и вплоть до 1996 года отечественные стандарты образования действовали без изменений, и все ВУЗы готовили только и исключительно специалистов. Стандарт на срок образования был един: практически везде программа была рассчитана на 5 лет. Так что по современным меркам мы имели во всей стране только специалитет и больше ничего. Посмотрим, хорошо это или плохо.

Правда, реформы оказались несколько однобокими. Так, если в Европе учебные программы для достижения степени бакалавра разные, и занимают от 4 до 6 лет, то в России почему-то в подавляющем большинстве ВУЗов бакалавриат достигается только за 4 года обучения.

[attention type=green]

Поскольку это на целый год меньше бывшего еще недавно стандартным пятилетнего срока обучения, у многих абитуриентов возник резонный вопрос: а бакалавр это высшее образование или нет? Может, это неоконченное высшее? Программы бакалавриата преподаются в высших учебных заведениях, но 4 года – это все-таки 4 года, поэтому престиж данной степени у наших студентов в основном находился где-то на уровне среднего профессионального образования, или техникума. Гораздо престижнее выглядит по сравнению с дипломом бакалавра диплом специалиста.

[/attention]

Следующий шаг в реформировании системы образования она претерпела в 2003 году, введя в высшие учебные заведения страны новую ступень – магистратуру, когда Россией была подписана Болонская декларация от 19.06.1999 г. Теперь выбор из трех ступеней стал еще более запутанным. Чего ожидать? К чему стремиться? Что делать?

Чем отличается бакалавр от магистра в Европейской системе образования

В Европе уровни бакалавра и магистра существуют испокон веков, и что интересно, оба относятся к высшему образованию. Но отличия все-таки есть, раз названия разные. Магистратура в Европейских университетах имеет более сложную программу обучения с более длительным сроком. Стало быть, уровень подготовки магистра все-таки выше. А бакалавр – это как бы начальное высшее образование.

Это подтверждает и федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года, в статье 10 которого прямо говорится о том, что бакалавриат представляет собой высшее образование первого уровня из существующих на сегодня трех.

Отсюда видна цель данного разделения: получить специалистов, которые смогут практиковаться в выбранной специализации на предприятиях (бакалавры), и тех, кто сможет развивать и обогащать теоретическую базу этой специализации, это магистры и специалисты.

Это обусловливает меньшую престижность степени бакалавра у наших студентов, отцы которых поголовно получали гораздо более глубокую специализацию. Но не всем она нужна.

Проведя реформу образования, мы получили более практичное обучение, дающее разным типам людей именно те знания, которые им пригодятся в практической жизни.

И бакалавриат дает тот минимально-необходимый уровень знаний, позволяющий успешно работать по специальности, не больше.

Что же такое еще не рассмотренный нами специалитет?

Чем отличается бакалавр от специалиста

Как мы уже упоминали, специалитет – это именно привычное нам с советских времен образование, с учебной программой, рассчитанной на освоение за 5-6 лет.

Магистратура имеет срок обучения 6 лет в среднем, а бакалавриат – 4 года. Это три уровня высшего образования. Но не только сроком обучения отличаются эти три типа.

Разные у них и программы обучения, потому что цели обучения в каждом из трех случаев различаются.

[attention type=yellow]

Мы уже выяснили, что бакалавры ориентированы именно на практическую сторону получаемых знаний и поэтому выпускники-бакалавры могут в полной мере работать по специальности.

[/attention]

Надо сказать, что специалитет на сегодня заканчивает свое существование, поскольку во многом пересекается с магистратурой. В ближайшей реформе Болонской декларации ожидается, что форма обучения специалистов будет заменена на магистерскую для исключения дублирования.

Пока специалитет в большой степени существует как переходная форма от старой советской системы образования к еще более старой до степени смешения с традиционной, Европейской. А поскольку в Европейской системе изначально было всего две градации, они и останутся в РФ: это бакалавриат и магистратура.

Чей диплом лучше: специалиста, бакалавра или магистра

Это вопрос, не имеющий особого смысла без внесения в это уравнение всего одного неизвестного: для кого мы рассматриваем высшее образование? Для практика, которому крутить гайки и обслуживать котельную является верхом его устремлений, или для человека, способного развить теорию и открыть нечто принципиально новое, например, в создании новых пластических материалов?

Сейчас смотрят не на «престижность» профессии как таковой, а на степень ее применимости к развитию нашей страны. Именно по этой причине мы выбрали европейскую систему образования: советская была очень хороша, у нас были миллионы образованных специалистов, но кто из них работал по специальности?

И разделение высшего образования на 3, а в будущем на 2 градации – для практиков и теоретиков, создателей и грамотных исполнителей решает задачу более адекватного заполнения имеющегося рынка рабочих и инженерных профессий.

Бакалавр, как первый уровень высшего образования из трех, которые в ФЗ «Об образовании в РФ» перечислены в таком виде, который однозначно свидетельствует о том, что по сути их два, то есть:

  • Бакалавриат.
  • Специалитет и магистратура.

Получаемые выпускниками степени бакалавров, специалистов и магистров обладают разным уровнем углубления в специализацию. Но образование у них у всех высшее. Напоминаем родителям, что материнский капитал можно потратить на образование ваших детей.

Источник: https://www.mamajurist.ru/obrazovaniye/bakalavr-eto-vyssheye-obrazovaniye-ili-net/

Кому нужны эти бакалавры и магистры, в чём разница? Объясняем, как крупнейшие предприятия и вузы готовят профессионалов будущего по магистерским программам

Когда ввели бакалавриат и магистратуру в россии

Сегодня в каждом приличном вузе России есть магистратура. Вместе с крупными предприятиями и компаниями вузы создают уникальные магистерские программы.

По ним готовят специалистов, способных генерировать инновации и изменить будущее нашей страны. Такие специалисты востребованы на внутреннем и международном рынках труда.

Но далеко не всем ещё понятно, кто такие эти магистры, чем они отличаются от бакалавров и кому вообще нужна такая система обучения.

Эту тему на прошлой неделе детально разбирали на всероссийской конференции «Магистратура: глобальное в локальном» в Казани, там собралась вся образовательная элита России — более 280 участников из 45 городов РФ.

Организаторами мероприятия выступили благотворительный фонд бизнесмена Владимира Потанина, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н.

Туполева (КНИТУ-КАИ) и Национальный фонд подготовки кадров.  

Что такое магистратура?

Магистратура — второй уровень высшего образования. Если до 2011 года «вышка» была «сплошной» (5 лет — и вы дипломированный специалист), то после Россия перешла на двухуровневую, или так называемую Болонскую, систему.

Студенты сначала учатся 4 года на бакалавриате, а потом при желании поступают в магистратуру (это ещё 2 года). При этом направление магистерской программы может отличаться от того, по которому студент учился на бакалавриате.

 

Андрей Поминов, первый заместитель министра образования и науки Республики Татарстан

«В момент перехода на двухуровневую систему образования в академическом сообществе была дискуссия: зачем нам это нужно? Но сегодня повестка в этом диалоге изменилась, так как без двухуровневой системы образования мы уже не обойдёмся. Магистратура стала понятна и востребована».

Сергей Рощин, проректор НИУ «Высшая школа экономики»

«Магистратура важнейшая ступень профессиональной подготовки, абсолютно не связанная с продолжением научно-исследовательской деятельности и аспирантурой.

Это секторальный, нишевой образовательный продукт, часто предлагающий более широкие знания в определённом сегменте рынка труда.

Статистика показывает, что студенты необязательно идут в магистратуру своего университета, при этом 40% меняют направление, стремясь сформировать дополнительные профессиональные компетенции».

С 2010 по 2021 год доля магистрантов в российских вузах возросла в четыре раза. Первый массовый выпуск магистратуры произошёл в 2021 году.

Ирина Аржанова, исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров

«Максимальная доля магистрантов была представлена в ЮФУ 25%.

В целом по сети федеральных университетов удельный вес обучающихся по программам магистратуры и аспирантуры в общей численности обучающихся достиг 21,6%.

Переход на двухуровневую систему произведён, и он позитивный это более удобная и адекватная система по сегодняшним условиям».

Так, Нижнетагильский технический институт в этом году впервые откроет набор на магистерские программы по трём направлениям. Это металлургия, конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств, а также мехатроника и робототехника.

Чем бакалавр отличается от магистра?

Бакалавр — человек, который работает по уже существующим технологиям, а магистр — тот, кто должен разрабатывать новые технологии, отмечает ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов.

Альберт Гильмутдинов, ректор КНИТУ-КАИ

«Допустим, вертолётный завод закупил какую-то технологическую линию выкладки чего-то там. Она отработана, нужно просто внимательно прочитать инструкцию.

Но поскольку технологии высокие, необходимо высшее образование и на работу принимают бакалавра он с задачей вполне справится.

Но если завод захочет разработать какую-то новую модель вертолёта, конечно, это сможет сделать только человек как минимум с магистерским образованием», отмечает Альберт Гильмутдинов.

Владислав Потанин, директор НТИ (ф) УрФУ

«Вообще сейчас требуются три уровня специалистов. Первый тот, который обслуживает технику после колледжа и понимает техпроцесс.

Второй линейный инженер, который может в общем-то выстроить производственную линию. И третий инженер-конструктор.

Он создаёт новые, уникальные продукты, технологические процессы или делает какие-то открытия. Вы понимаете, что магистратура без науки невозможна».

Зачем тратить два года своей жизни на магистратуру?

Сегодня на рынке труда есть место и бакалавру, и магистру. У них принципиально разная деятельность, однако работа магистрантов в силу получаемых компетенций часто оплачивается выше. Кроме того, без магистерского образования уже не берут на руководящие должности во многие крупные компании, государственные и муниципальные органы власти.

Бывает бесплатная магистратура?

Можно отучиться в магистратуре за счёт государства. На места, финансируемые из средств федерального бюджета, как правило, могут претендовать абитуриенты, получившие высшее образование и обладающие степенью «бакалавра» или «специалиста». В этом случае необходимо пройти конкурс.

Немало абитуриентов поступают на места с оплатой стоимости обучения по договору. Сегодня вузы совместно с компаниями реализуют множество корпоративных магистерских программ.

При этом ряд организаций готовы оплатить студентам учёбу в магистратуре, не требуя обязательной последующей отработки с их стороны.

Как крупные компании борются за будущие кадры?

Сегодня на рынке труда существует острый дефицит ряда специалистов (особенно в сфере IT), которых не готовит ни один российский вуз. Чтобы воспитать нужные кадры, многие компании совместно с вузами создают так называемые корпоративные программы.

Сегодня партнёрами магистерских программ являются «Яндекс», «Газпром», «Роснефть» и «Транснефть», «Русал», «Сибур», Сбербанк и другие компании.

Корпоративные магистерские программы — современная версия уходящего формата базовых кафедр, отмечает Дмитрий Райчук, директор консалтинговой компании CTD.

[attention type=red]

Сбербанк реализует вместе с Высшей школой экономики магистерскую программу «Финансовые технологии и анализ данных». Собрана команда лучших преподавателей и спикеров из индустрии. Это сотрудники ВШЭ, Сбербанка, «Яндекса», SAS, DeloiRe и финтех-стартапов. Написание курсовых работ направлено на решение конкретных бизнес-задач подразделений.      

[/attention]

«Русал» вместе с СФУ и Группой высших национальных горных школ (GEM) запустили русско-французскую магистратуру по направлению «Металлургия цветных металлов».

Пользуется спросом межвузовская магистерская программа ФИОП РОСНАНО подготовки инженеров в сфере высоких технологий.

В последнем случае на время обучения в магистратуре студент официально трудоустраивается в компанию и в составе проектной группы участвует в создании новых технологических продуктов.

Магистерская программа Тюменского индустриального университета и ПАО «Газпром нефть» — «Промышленное и гражданское строительство на объектах нефтедобычи» — ежегодно набирает, как минимум, 20 обучающихся.

Для студентов учреждаются корпоративные стипендии на весь период обучения; оплачиваются все расходы, связанные с прохождением практики (проезд, проживание, питание); организовано официальное трудоустройство и выплата зарплаты во время практики.

Также магистрантам оплачивают участие в конференциях и публикацию статей в журналах ВАК и SCOPUS.

Кто ещё поддерживает студентов и преподавателей магистратур в России?

Благотворительный фонд бизнесмена Владимира Потанина — один из первых частных фондов в России, созданный в 1999 году для реализации программ в сфере образования и культуры. Фонд проводит долгосрочные стипендиальные и грантовые программы, адресованные среди прочих студентам и преподавателям магистратур ведущих российских вузов.

Преподавателям гранты предоставляются по четырём направлениям: создание новой магистерской программы, разработка учебного курса в рамках действующей программы, а также создание дистанционных курсов, методических материалов.

По словам Оксаны Орачевой, гендиректора БФ Владимира Потанина, в последние годы в России растёт интерес к конкурсным процедурам.

Оксана Орачева, гендиректор благотворительного фонда Владимира Потанина

«Конкурс это ещё один инструмент заставить себя ответить на вопрос: что будет важно через год и как это объяснить сегодня, чтобы получить поддержку? В самой природе конкурса конкурентный процесс отбора. Принимая участие в конкурсе, человек не просто решает профессиональные задачи, он развивает личностные компетенции и повышает свой статус».

Так, четырёхкратный потанинский стипендиат из Владивостока Сергей Дышловой стал учёным-биохимиком и теперь работает над созданием лекарства от рака. Сейчас он стажируется в Германии, но планирует продолжить научную работу на родине.

Магистратура и бакалавриат в сравнении со специалитетом

Когда ввели бакалавриат и магистратуру в россии

Дата публикации 15.10.2012

С 2009 года в России официально действует двухуровневая система высшего образования «бакалавриат (4 года) – магистратура (2 года)», что соответствует принципам Болонской системы, распространенной в Европе и Северной Америке.

Однако еще недавно высшее образование в России (и Советском Союзе) было построено по совсем иной системе: все вузы готовили студентов по программам специалитета в течение 5–6 лет, после чего студенты могли обучаться в магистратуре или аспирантуре.

Но специфика образовательного пространства нашей страны такова, что многие вузы продолжают готовить специалистов и сегодня, поэтому нынешнюю систему образования можно назвать «трехступенчатой». Посмотрим, в чем же разница между «старой» и «новой» системами.

Преимущества магистратуры и бакалавриата

Двухуровневая система «бакалавриат – магистратура» имеет ряд преимуществ.

Главное – это возможность после 4 лет обучения в бакалавриате более четко очертить свои интересы и потребности и исходя из этого выбрать более узкую специальность магистратуры, а в некоторых случаях даже получить две разные специальности, что является важным преимуществом на рынке труда. Кроме того, учиться в магистратуру можно пойти в другой вуз – условия приема для всех одинаковы.

Еще одно преимущество состоит в упрощении признания дипломов бакалавра и магистратуры за рубежом. Очень распространена схема, когда человек заканчивает бакалавриат в России, а в магистратуру поступает в зарубежный вуз (в этом случае, правда, за вторую ступень обучения приходится платить).

Недостатки магистратуры и бакалавриата

Во-первых, это все еще невысокий спрос на выпускников бакалавриата на рынке труда. Работодатели не спешат принимать на работу бакалавров, считая, что они существенно уступают специалистам.

Такая точка зрения не лишена смысла: хотя государство не устает повторять, что бакалавриат – это полноценное высшее образование, по факту уместить 5-летнюю программу в 4 года почти никогда не получается и подготовка бакалавров отстает от специалистов.

Проблема могла бы быть решена, если бы все бакалавры, желающие продолжить образование, могли бесплатно поступить в магистратуру. Но это невозможно, так как новая двухуровневая система существенно сократила количество бесплатных мест в магистратуре – и это во-вторых.

Бюджетные места есть, но конкурс на них в несколько раз больше, чем на бесплатные места в бакалавриате, тем более это касается престижных специальностей в известных вузах. Учиться же за деньги выходит довольно накладно – стоимость платной магистратуры в Москве варьируется от 50 тыс. до 300 тыс. в год.

Выходом из положения здесь может стать возможность поработать несколько лет между бакалавриатом и магистратурой (это допускается законом) и накопить денег на второй уровень высшего образования.

Преимущества и недостатки специалитета

Главным преимуществом специалитета остается его высокий престиж в глазах работодателей и полноценная подготовка (специалисты учатся не меньше 5 лет, а иногда и 6). Также специалитет более удобен тем, кто планирует заниматься научной работой и учиться в аспирантуре, – специалист может сразу поступать на эту форму обучения, тогда как бакалавр должен сначала окончить магистратуру.

Каковы же недостатки специалитета? Первое – сложность признания диплома специалиста за рубежом, где не существует такой формы обучения. Проблема решаема, но на это придется затратить больше усилий.

Второе – невозможность обучения на бюджетных местах в магистратуре, так как по закону для специалиста это будет уже второе высшее образование со всеми вытекающими отсюда последствиями – платность обучения и отсутствие отсрочки от армии.

Конфликт перехода от специалитета к магистратуре и бакалавриату

Таким образом, однозначно определить, что лучше – специалитет или бакалавриат с магистратурой, невозможно. В России сегодня действует как первая, так и вторая система, однако поступающие в вуз не могут выбирать, на какой из этих форм учиться.

Изначально планировалось, что специалитет со временем уступит место двухуровневой системе, однако уже после введения принципов Болонской системы выяснилось, что по ряду специальностей (прежде всего, сюда относятся технические и медицинские специальности) подготовить полноценного выпускника за 4 года невозможно. Поэтому на многих технических специальностях до сих пор учатся по программе специалитета, в то время как большинство гуманитарных и естественно-научных специальностей перешли на «бакалавриат – магистратуру».

Такое положение вещей создает конфликтную ситуацию. Бакалавриат был призван полностью заменить специалитет, но сегодня получается, что они существуют параллельно, создавая неразбериху на образовательном рынке и рынке труда.

Более того, бакалавриат в большинстве вузов так и не стал новой, более современной формой обучения (например, мало где введена 100-балльная система оценки успеваемости; за исключением нескольких ведущих вузов, на бакалавриате учатся по старинке – получая от 2 до 5 баллов).

Таким образом, чаще всего бакалавриат – это тот же специалитет, но без одного года обучения.

Задать все вопросы про программам магистратуры лично

Компания Begin Group организует и проводит образовательные выставки как по программам магистратуры, так и по программам бакалавриата. На выставке вы сможете лично пообщаться с представителями как российских, так и зарубежных университетов и получить консультацию по каждой из программ учебного заведения, представленного на мероприятии. 

Перейдите на страницу выставки и узнайте подробнее, когда и где будет проводиться наше следующее мероприятие, а также изучите список наших участников, ведь скорее всего у нас есть именно то, что вы ищете.

Бакалавр и магистр — какая разница?

Когда ввели бакалавриат и магистратуру в россии

За последние 15 лет ветер перемен разметал многие устойчивые понятия на российских просторах. Советское высшее образование, такое добротное и понятное, постепенно сошло на нет и теперь с трудом выстраивается новая система. Мы постепенно привыкаем к новым названиям: бакалавриат и магистратура.

Немного истории

Для российских студентов все началось в 1996 году. В вузах была введена двухуровневая система подготовки. Целью нововведения было присоединение к Болонскому процессу – добровольное объединение систем высшего образования в странах Европы, которое к тому времени насчитывало около двух десятков лет.

Процесс присоединения к европейским стандартам был оформлен юридически в 2003 году, когда Россия подписала Болонскую декларацию. И с начала 2011 двухуровневая система стала основной в российском высшем образовании.

Справедливости ради надо сказать, что студенты, поступившие до 2010, еще имеют возможность получить степень «дипломированный специалист». Это промежуточная ступень между бакалавром и магистром. Но на сегодняшний день система восхождения на скалу из гранита науки выглядит следующим образом:

В чем разница между бакалавром и магистром

Эти два столь непривычные для нашего слуха слова означают степень подготовки выпускника вуза. Для понимания, чем отличается бакалавр от магистра, нужно знать цели подготовки на этих двух ступенях.

Бакалавриат – подготовка практикующего специалиста

Окончив школу, молодые люди поступают в бакалавриат. Это начало высшего образования. Проучившись в течение 2 лет, каждый из них может получить диплом о неполном высшем. То есть выдается диплом о том, что вы осилили половину первой ступени высшего профессионального образования, объем и содержание которого указывается в приложении к этому диплому.

Но на этом практически никто не останавливается. Продолжив учебу еще на 2 учебных курса, и пройдя итоговую аттестацию, вы получаете диплом бакалавра.

К этому времени вы проходите не только общеобразовательные науки, но и специальные дисциплины и профессиональную практику. Этот диплом – свидетельство о полноценном и оконченном высшем профессиональном образовании.

Вы имеете право претендовать на должности, в квалификационных требованиях которых значится необходимость иметь высшее образование.

Магистратура – нацеленность на научную работу

При желании дальше покорять научные вершины или заниматься преподавательской деятельностью в вузах, необходимо поступление в магистратуру. Магистратура необходима студентам, желающим или имеющим возможность в дальнейшем заниматься научной деятельностью или преподавать в вузе.

Но желающих учиться дальше после 4 лет обучения в университете на сегодняшний день, по данным статистики, примерно 25-30% от общего числа студентов. Объяснение стоит искать в реалиях нашей жизни. Не каждый студент может позволить себе продолжать учебу.

Минус еще и в том, что на работу предпочитают брать бакалавров – для офисной работы больше и не нужно. Человек должен уметь работать с информацией, обрабатывать документы, работать в коллективе.

[attention type=green]

Словом быть грамотным и исполнительным сотрудником компании. И особых занятий научной деятельностью здесь не требуется.

[/attention]

Именно поэтому большинство студентов предпочитают потратить 4 курса на получение базовых знаний, некоторого практического опыта и потом всерьез заняться карьерой.

От поступления в магистратуру удерживает еще несколько моментов:

  • Необходимость заново сдавать экзамены при поступлении. Даже в своем родном университете вы снова оказываетесь на правах абитуриента и в одном ряду с поступающими из других вузов.
  • На бесплатное обучение в магистратуру поступить еще тяжелее, чем при освоении первой ступени. Испытание проходит примерно одна треть из подавших заявление. Но для страстно желающих поступить есть платное обучение.
  • Можно считать фактом то, что стартовая зарплата магистров больше, чем у бакалавров. Особенно это подтверждают зарубежные исследования (например, в США и Канаде). Подробнее можно посмотреть в другом материале: статистика зарплат магистров и бакалавров.

Плюсы и минусы двухуровневой подготовки

Новая система ступеней вузовского обучения еще не укоренилась на просторах бывшего СССР и вызывает много трудностей в понимании. Для кадровиков иногда порой трудно определить степень подготовленности новоиспеченного специалиста.

Тем более, что и те, и другие при заполнении анкеты пишут «высшее образование». Старшее поколение воспринимает выпускника первой ступени скорее как «недоучку». Кроме того, есть области, где диплом бакалавра явно не выигрышный момент: юриспруденция, экономика, высокие технологии.

Первая ступень иногда приравнивается к техникуму (по мнению кадровиков старой закалки).

Но есть и плюсы. Крупные компании быстрее возьмут на работу выпускника первой ступени. Особенно те структуры, которые имеют собственную систему подготовки кадров. Ведь легче научить, чем переучивать. А доучить человека, который освоил практику обучения в вузе намного легче – тренировка в течение 4 лет дает навыки готовности к обучению.

Да и нацеленность на практику у него больше, чем у магистра. Ведь за время продолжения учебы в магистратуре создается ориентировка больше на научно-теоретическую деятельность, чем на практическую.

Если же студент мечтает заниматься научной деятельностью, продвигать научно-технический прогресс в лабораториях или в последствии учить студентов – без диплома магистра ему не обойтись.

Но перед поступлением для продолжения обучения, нужно узнать, если ли у вашего вуза лицензия на выпуск магистров и срок ее действия. Нежелательно, чтобы лицензия заканчивалась в год вашего окончания магистратуры. В жизни все бывает…

Источник: http://fevt.ru/publ/bakalavr_magistr_raznica/25-1-0-267

Бакалавриат, специалитет, магистратура

Когда ввели бакалавриат и магистратуру в россии

Система высшего образования в России изначально создавалась по образцу европейской или «континентальной» модели. До недавнего времени сторонниками этой системы была большая часть европейских вузов. Ключевые признаки: пятилетняя образовательная программа, контроль государства над учебными заведениями, слабая вовлеченность системы образования в рынок.

Такая модель наилучшим образом подходила для системы образования в Советском Союзе. Вузы в течение 5-6 лет готовили специалистов-профессионалов с фундаментальными знаниями по государственному заказу.

На государстве лежала и ответственность за трудоустройство выпускников. По сути, большинство тех, кто получал высшее образование, делали это один раз и на всю жизнь.

Все это привело к тому, что отлично зарекомендовавшая себя система долгие годы не развивалась.

Но рыночные реалии последних десятилетий показали, что современному выпускнику мало того, чему его учат в вузе. Знания, хоть и фундаментальные, часто не отвечают требованиям, которые выдвигаются работодателями. Многим специалистам приходится заново переучиваться, и не раз.

Американские вузы разработали собственную модель образования, при которой высшее образование поделено на две ступени.

[attention type=yellow]

Студент сначала определяет направление, в котором он хотел бы учиться, получает основные знания и навыки и только после этого, при необходимости, специализируется на том, что ему пригодится в работе.

[/attention]

При этом участие государства минимально, а жесткая конкуренция между вузами способствует развитию образовательных программ.

Болонский процесс

Противостояние двух систем привело к тому, что, начиная с 70-х годов XX века, европейские страны стали создавать единое образовательное пространство.

Первый документ в этом направлении — Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования — был принят в середине 70-х Советом Министров ЕС. Но официальной датой начала процесса, получившего название «Болонский процесс», принято считать 19 июня 1999 года.

Тогда на конференции в городе Болонья министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования» или Болонскую декларацию.

В настоящее время Болонский процесс объединяет 47 стран Европы и Азии. Цели, которые страны-участницы заявили к 2010 году: повысить престиж европейской высшей школы, обеспечить академическую мобильность студентов и профессоров, снизить роль государства, сделать вузы конкурентноспособными и т.д.

Болонский процесс в России

В России новая двухступенчатая форма образования официально утверждена с сентября 2009 года.

В 1996 году бакалавриат и магистратура уже были прописаны в законе как уровни подготовки, однако тогда они рассматривались как высшее образование, альтернативное традиционному.

[attention type=red]

По мнению Министерства образования и науки, это необходимая и актуальная реформа, которая поможет студентам и выпускникам российских вузов работать и учиться за рубежом, а вузам — быть конкурентоспособными.

[/attention]

Изначально болонская модель образования предполагала только две квалификации высшего образования: «бакалавр» и «магистр». Но это противоречит традиционной советской одноуровневой системе, к тому же, часть ректоров вузов была не согласна с таким вариантом.

    Поэтому на данный момент в России имеется, строго говоря, три ступени ВПО:
  • Бакалавриат (4 года),
  • Специалитет (5 лет),
  • Магистратура (2 года).

Разделение учебных планов коснется, прежде всего, гуманитарных специальностей. Исключением станут медицинские, военные и технические вузы, поскольку им сохранят непрерывное обучение в течение 5-6 лет.

Также в ходе реформы планируется сокращение вузовских специальностей (около 50 направлений для бакалавриата и 200 — для магистратуры). Сокращение будет происходить путем объединения мелких специальностей в общие направления.

Например, бакалавры экономики получат общий диплом, без специализации.

Обучение в России будет построено по системе «4+2» или 5 лет. В дальнейшем возможен переход на 3-летний бакалавриат. Однако это напрямую связано с увеличением сроков обучения в общеобразовательных школах до 12 лет.

Первый уровень, бакалавриат, готовит по базовым направлениям без специализации для работы на должностях рядовых исполнителей на производстве и в экономике. Профессиональная, углубленная специализация останется только на втором уровне образования — магистратуре и в специалитете. Они же будут иметь доступ и к научной работе в аспирантуре и докторантуре.

Источник: http://edu.glavsprav.ru/spb/vpo/spravki/vpo/1/

Законы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: