Прямая речь диалоги правила

Содержание
  1. Прямая речь в русском языке, расстановка знаков препинания
  2. Понятие о прямой речи и словах автора
  3. Правила оформления прямой речи
  4. Прямая речь после слов автора
  5. Прямая речь перед словами автора
  6. Прямая речь внутри слов автора
  7. Слова автора внутри прямой речи
  8. 10 простых правил употребления прямой речи в английском языке
  9. Прямая и косвенная речь
  10. Для чего используется прямая речь?
  11. Каждая реплика должна открываться и закрываться кавычками
  12. Знаки пунктуации, относящиеся к речи, должны находиться внутри кавычек
  13. Ясно указывайте, кто говорит
  14. Краткие формы I’m, you’re, he’ll, don’t, wouldn’t
  15. Некоторые замечания по поводу пунктуации
  16. Указание тона и настроения
  17. Для громкой речи
  18. Для гневного или приказного тона
  19. Для других видов настроения
  20. Как правильно написать прямую речь и диалог в тексте?
  21. С пр начинается или заканчивает предложение
  22. Слова автора вписаны в ПР
  23. Пр вписана в авторское повествование
  24. Правила написания диалогов
  25. Как правильно оформлять диалоги? Оформление прямой речи и диалогов. Знаки препинания
  26. Схематическое написание наиболее популярных вариантов диалогов
  27. Пунктуация. Пробелы
  28. Пунктуация. Запятая
  29. Чужая речь: прямая и косвенная
  30. Прямая и косвенная речь
  31. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
  32. Знаки препинания в косвенной речи
  33. Перевод прямой речи в косвенную

Прямая речь в русском языке, расстановка знаков препинания

Прямая речь диалоги правила

Ни одно литературное произведение, в котором есть больше одного персонажа, не обходится без передачи в себе фраз, диалогов, а иногда и просто мыслей героев.

Для отражения их в авторском тексте используют такие инструменты, как косвенная и прямая речь. Но, в отличие от косвенной, именно прямая позволяет передавать высказывания точно, без малейших изменений с авторской стороны.

Понятие о прямой речи и словах автора

Прямая речь – один из терминов лингвистики. Так называют слова и мысли героя, переданные в тексте дословно.

Благодаря её использованию легко сохранить индивидуальную и стилистическую особенность речи говорящего: диалект, паузы, повторы, вводные слова и так далее.

Почти всегда она сопровождается авторскими словами, дающими читателю понять, кто сказал, кому, с каким выражением и при каких обстоятельствах.

[attention type=yellow]

Вместе с авторским текстом и по смыслу прямая речь образует одно целое, однако зачастую выступает как самостоятельное предложение:

[/attention]

– Я не знаю. – В его голосе прозвучало раздражение.

Бывает, что она является прямым продолжением слов автора:

В тишине раздалось: «На помощь!»

В этом случае авторский текст представляет собой неполное предложение и не имеют смысловой законченности. При переходе в косвенную речь, смысл такого предложения не меняется: «В тишине раздались крики о помощи».

Однако прямая речь не может являться полноценным членом предложения, несмотря на то, что в некоторых случаях её связь со словами автора более тесная.

В оформлении диалогов кавычки не обязательны. Каждая новая фраза начинается со следующей строки и выделяется с помощью тире. В диалогах дополнительные авторские пояснения могут вообще не использоваться:

– А маховики мы не можем использовать?

– Теоретически можем.

– Теоретически?

Изредка короткие диалоги, состоящие из одной-двух реплик, можно вытягивать в одну строчку. В этом случае фразы героев заключаются в кавычки:

«Ну?» — сказала она. – «ПИСК!» – «Что, прямо сюда?»

Прямой речью можно передавать:

  • Высказывания другого героя, чужие слова:

— Что здесь происходит, лорд Джулиан? – спросила она.

— Возможно, сэр, — сказал я. – Обещаю вам постараться, чтобы так оно и было.

«Эх, Дэви, Дэви, — думал я. – Это ли не чёрная неблагодарность?»

К разновидностям прямой речи так же можно отнести дословные цитаты.

Правила оформления прямой речи

Оформление прямой речи практически идентично для всех случаев её применения. Разница заключается лишь в её расположении относительно авторских слов.

Далее даны обозначения: А – речь автора, П – прямая речь.

Прямая речь после слов автора

А: «П!» | А: «П?» | А: «П…» | А: «П».

Прямая речь, идущая после слов автора, заключается в кавычки или начинается с новой строки, выделенная тире. В конце переданной ею фразы обязательно ставится необходимый знак препинания: восклицательный, вопросительный или точка (редко – троеточие). В этом случае она обычно не разбавляется дополнительно авторскими пояснениями.

Он содрогнулся, но, тотчас призвав на помощь обычную свою решимость, воскликнул:

– Кто там? Кто ты, дерзающий отзываться на мои речи голосом, похожим на карканье ночного ворона? Стань перед моей постелью, чтобы я мог видеть тебя.

Затем, невзирая на оглушительный шум сражения, послышались крики: «Воды, воды!»

Прямая речь перед словами автора

«П!» — а. | «П?» — а. | «П», — а. | «П». – А.

Прямая речь, стоящая перед словами автора, пишется в кавычках или через тире. После неё обязательно ставится знак препинания: вопросительный, восклицательный или запятая. Авторские слова уточняют, с какой интонацией, кто сказал и что при этом делал, и начинаются с маленькой буквы. Исключения – названия или имена.

– Капитан Блад – не английский адмирал! – воскликнул лорд Джулиан.

«Адмирал просит вас откушать», — сказал он и, поклонившись, вышел.

Если сразу после прямой речи автор описывает действия героя, она оканчивается точкой вместо запятой, а дальнейшие авторские слова начинаются с заглавной буквы.

– Чтобы время от времени заниматься благотворительностью. – И он попытался улыбнуться.

Прямая речь внутри слов автора

А: «П», — а. | А: «П?» — а. | А: «П!» — а. | А: «П…» — а.

Прямая речь, стоящая внутри авторских слов, встречается нечасто и служит зачастую для того, чтобы передать читателю происходящее вокруг героя. Внутри слов автора она всегда пишется в кавычках. В конце обязательно ставится знак препинания: восклицательный, вопросительный или запятая, реже – троеточие.

Сторонники Бриана де Буагильбера кричали: «Босеан, Босеан! За храм, за храм!», а противники их отвечали на это криками: «Desdichado! Desdichado!», превратив девиз, начертанный на щите их вождя, в свой боевой клич.

Однако постепенно он успокоился, обмахнулся платком и, произнеся довольно бодро: «Ну-с, итак…» — повёл речь, прерванную питьём абрикосовой.

Слова автора внутри прямой речи

«П, — а. — П». | «П, — а, — п». | «П, — а и а: — П»

Большой монолог героя часто разбавляется авторскими пояснениями. Человек не смог бы говорить, не меняя интонации, не жестикулируя, никак во время этого не двигаясь, и потому авторские слова позволяют читателю полноценно представить, как ведёт себя во время разговора описываемый им герой.

Переход от прямой к авторской речи производится знаками препинания: восклицательным или вопросительным, точкой или запятой. После авторского пояснения идёт либо точка, если оба предложения – и речь, и слова автора, — закончены, либо запятая, если автор прерывает фразу героя на середине, либо двоеточие.

Выделяется такая речь либо тире, либо полностью, вместе со словами автора, пишется в кавычках.

– Подавись, подавись им, проклятый, — налезая бородой, бешено повторял Феодосий и схватил Денисова за медный раскольничий крест. – А за это, беспоповец, сожгу тебя…

– Так, если не врёшь, — сказал Волков, наливая молока в глиняную тарелку, — отчего же деревня у вас худая?

«Ох уж мне эти свитки, — произнёс Лю-Цзе и замолчал, словно одним своим тоном объяснил всё на свете. Но потом всё же добавил: — Видишь ли, отрок, это впадина Циммермана».

Источник: https://logoprav.ru/russkij-yazyk/pryamaya-rech

10 простых правил употребления прямой речи в английском языке

Прямая речь диалоги правила

Основные элементы письменной речи — это предложение и абзац. Используя их, вы можете составлять письма, сочинения, очерки и рассказы. Если же вы увлекаетесь написанием рассказов, вам может понадобиться использовать прямую речь.

Правила прямой речи отличаются от оформления обычных предложений и абзацев, поэтому мы рассмотрим их подробнее.

Прямая и косвенная речь

Прямая речь используется, когда вы воспроизводите на письме непосредственные слова говорящего.

  • «I'm going to London for two weeks,» said Alice.
  • «Put on your jacket, please,» mother said to him. «It’s freezing today.»

Косвенная речь применяется, когда вы передаете содержание чьих-то реплик, не цитируя их дословно. Например:

  • Alice said she was going to London for two weeks.
  • Mother told him to put on his jacket, because it was freezing.

Для чего используется прямая речь?

Прямая речь редко используется в очерках или эссе, так как в них, как правило, нет действующих лиц. Но когда вы пишете рассказ, где есть несколько персонажей, передать разговор прямой речью бывает очень полезно по нескольким причинам:

  • Это помогает описать характер. Каждый человек говорит по-разному, и то, как вы передаете манеру речи персонажа, многое скажет о нем читателю.
  • Это помогает сделать рассказ более увлекательным и напряженным. Споры, конфликты и моменты, насыщенные действием, благодаря прямой речи становятся более живыми.

Каждая реплика должна открываться и закрываться кавычками

Внутри кавычек должны находиться только слова, являющиеся частью реплики, и знаки пунктуации, относящиеся к ней. Например:

Верно

  • «I’ll call you tomorrow,» she said. «Take care.»
  • «It’s my umbrella,» he said crossly. «Yours is in your room.»

Неверно

  • «I’ll call you tomorrow, she said. Take care.»
  • «It’s my umbrella, he said crossly. Yours is in your room.»

Знаки пунктуации, относящиеся к речи, должны находиться внутри кавычек

Верно

  • «What is the weather today?» she asked.

Неверно

  • «What is the weather today»? she asked.

Ясно указывайте, кто говорит

Читателю должно быть совершенно ясно, кто говорит. Если действующих лиц только двое, необязательно ставить ‘said X’ или ‘said Y’ после каждой реплики, но нужно указать говорящего после первой реплики лица X и после первой реплики лица Y.

  • «Are you saying the house is haunted?» the man asked.
  • «Well, it’s supposed to be haunted, but so far nobody has seen any ghosts,» Blakely replied.
  • «So, will you give us a tour?»
  • «I can’t see why not.»
  • «Alright, it’s settled then.»

Если в разговоре участвует более двух человек, еще важнее дать читателю понять, кто говорит. В этом случае придется чаще указывать говорящего. Например:

  • «What’s the plan for today?» Jack asked.
  • «With this weather?» Martin snorted. «Plans went down the drain. Quite literally.»
  • «So what are we going to do?» Helen sighed. «I’m bored.»
  • «I don’t know,» said Martin. «Watch a movie, maybe.»

Краткие формы I’m, you’re, he’ll, don’t, wouldn’t

В прямой речи (но не в косвенной) разрешается использовать краткие формы: I’m, you’re, he’ll, don’t, wouldn’t и т. п.

Некоторые замечания по поводу пунктуации

Обратите внимание на пунктуацию в этом предложении:

  • «I don’t know,» said Martin. «Watch a movie, maybe.»

Речь отделена от слов автора (‘said Martin’) запятой. Точка ставится в конце предложения после слов автора. Следующее предложение, являющееся продолжением реплики, начинается с заглавной буквы.

В случае, если реплика — это вопрос:

  • «Do you know what to do?» asked Martin. «Because I don’t.»

Здесь речь отделена от ‘asked Martin’ знаком вопроса. При этом он выполняет роль запятой, поэтому за ним следует строчная буква.

Иногда вы можете встретить реплику такого вида:

  • «I think,» said Martin, «we should watch a movie.»

В данном случае, первая половина реплики не является законченным предложением, поэтому за словами автора следует запятая, а не точка, и реплика продолжается со строчной буквы.

Указание тона и настроения

Люди выражают эмоции оттенками голоса. К сожалению, мы не можем передать тон голоса на письме. Но можно подобрать глагол, описывающий, с каким выражением произносится реплика.

Чаще всего используется ‘said X’ или ‘said Y’. Но глагол ‘say’ не сообщает нам ничего о тоне говорящего или громкости его голоса. Если вы хотите дать понять, что речь произносится гневно, или громко, или очень тихо, нужно использовать разные глаголы. Выбор их велик:

Для громкой речи

Shout, yell, bellow, scream, screech, howl, roar, thunder.

Для гневного или приказного тона

Order, command, complain, demand, announce, retort, interrupt, threaten.

Для других видов настроения

Growl, snarl, snort, grunt, groan, wail, stammer, cry, gasp, exclaim, coo, jabber, yelp, whimper.

Итак, вы узнали много интересного об употреблении прямой речи в английском языке. Теперь вы можете написать рассказ или даже сценарий к пьесе с множеством диалогов в тексте!

Читаем дальше:

Виды вопросов в английском языке

Что вы не знали о фрагментах предложений в английском

Английские восклицания!!! Предложения, начинающиеся с How и What

Как правильно объединять простые предложения в сложные

Источник: https://skyeng.ru/articles/10-prostyh-pravil-upotrebleniya-pryamoj-rechi-v-anglijskom-yazyke

Как правильно написать прямую речь и диалог в тексте?

Прямая речь диалоги правила

Здравствуйте! Грамотное написание прямой речи (ПР) и диалогов позволяет повысить наглядность информации и лучше передать общий смысл написанного. К тому же элементарное следование правилам русского языка может быть по достоинству оценено целевой аудиторией.

Вопрос правильного оформления в тексте (ПР) не вызовет затруднений, если вовремя понять ряд важных моментов.

В первую очередь стоит понять, что между понятиями прямой и косвенной речи (КС) есть разница.

Первая дословно повторяет оригинальные высказывания, введенные в рассказ или повествование автора без изменения индивидуального характера и стилистики (диалектных особенностей, повторов и пауз).

ПР вводится в текст без использования союзов или местоимений, которые значительно упрощают употребление КС.

ПР: Учитель неожиданно заметил: «Время истекло».

КС: Учитель заметил, что время истекло.

В тексте ПР чаще всего:

  • пишется в кавычках;
  • выделяется в отдельный абзац, начинающийся с тире.

Вопросы относительно того, как правильно писать прямую речь в тексте, возникают при усложнении её структуры. Например – прерывания словами автора.

Об этом поговорим далее по тексту. А сейчас спешу сообщить хорошую новость, связанную с темой этого блога и высокой актуальностью заработков в интернете.

Вы можете бесплатно просмотреть вводные курсы по 3 востребованным направлением удаленной работы. Подробности смотрите в онлайн тренинг-центре.

С пр начинается или заканчивает предложение

Прямую речь, находящуюся в начале предложения, нужно заключить в кавычки, захватив знаки вопроса, восклицания и многоточия. Точка выносится за пределы кавычек. Тире выделяет авторские слова и стоит перед ними.

«Поезд ушёл, теперь я уж точно опоздаю!» — с огорчением воскликнула девушка.

ПР в конце предложения выделяют вместо запятой и тире двоеточием, при этом слова автора пишут с большой буквы.

Девушка с огорчением сказала: «Я пришла слишком поздно – поезд ушёл, и нужно бежать на автобус!».

С примерами пока завершим. Схематически правила можно изобразить следующим образом:

«ПР (!?)» — а. «ПР», — а.

А: «ПР(!?..)». А: «ПР».

Слова автора вписаны в ПР

Авторские слова, написанные с маленькой буквы, выделяют запятыми и тире. Следовательно, кавычки можно закрыть в конце прямой речи, логически заканчивающей предложение.

«Поезд ушёл, — с грустью подумала девушка, — теперь уж точно опоздаю!»

Если начало ПР — логически завершенное предложение, авторские слова следует ограничить точкой, а завершающую часть начать с тире.

«Что ж, поезд успел уйти, — с грустью подумал студент. – Теперь я точно не успею в институт!».

Условные схемы таковы:

«ПР, — а, — пр».

«ПР, — а. — ПР».

Пр вписана в авторское повествование

После слов автора перед прямой речью ставят двоеточие:

Мужчина с грустью подумал: «Электричка ушла, теперь я точно опоздаю», — и быстро побежал на автобусную остановку.

Если же ПР находится в начале предложения, после неё следует тире:

«Электричка ушла, теперь я уж точно опоздаю!» — подумал мужчина, и поспешил на автобусную остановку.

Условные схемы оформлений:

А: «ПР», — а.

А: «ПР (?! …)» — а.

Правила написания диалогов

В диалогах:

  • кавычки не ставятся;
  • каждая из реплик переносится на новую строку и начинается с тире.

Пример диалога:

— Отец приехал!

— И теперь надолго, — радостно ответил Юрий. — Экспедиция закончилась.

Зачастую в одном предложении ПР с определённым глаголом используется дважды. Это означает, что перед завершением ПР должно находиться двоеточие.

— Отец приехал, — медленно проговорил Вова, и вдруг громко вскрикнул: — Папа, а ты надолго?

Если реплики короткие, допускается их вписывание в одну строчку с использованием в качестве разделительного знака тире:

— Сынок? — крикнула мама. — Это ты?

Обладая вышеописанными знаниями, думаю, не составит особого труда правильно написать прямую речь в текстах в соответствие с правилами русского языка. Схематичное представление правил можно переписать на листочек и пользоваться информацией при необходимости, пока она прочно не закрепится в памяти.

[attention type=red]

Остался только один интересный вопрос. Знаете, как и где люди зарабатывают в интернете хорошие деньги? Внимание, имеется ввиду именно нормальная, а не копеечная работа. Спешу вас порадовать. Данная тематика широко освещается на этом блоге. Посмотрите публикации, есть много всего интересного. Подписывайтесь. Публикация новых материалов продолжается. До связи.

[/attention]

Источник: http://workip.ru/stati/kak-pravilno-napisat-pryamuyu-rech.html

Как правильно оформлять диалоги? Оформление прямой речи и диалогов. Знаки препинания

Прямая речь диалоги правила
Как правильно оформлять диалоги?

Обозначения:

П – прямая речь с большой буквы
п – с маленькой

А – авторский текст с большой буквы
а – с маленькой

Схематическое написание наиболее популярных вариантов диалогов

Вариант 1:

Обратите внимание, точка всегда ставится снаружи кавычек. Вопросительный и восклицательный знаки – внутри. Запятую встречала и внутри, и снаружи.

Вариант 2:

“П,” – а.”П!” – а.

“П?” – а.

Вне зависимости от типа знака в конце прямой речи, в данном случае это – одно предложение. Поэтому авторский текст тут всегда с маленькой буквы.

Вариант 3:

“П, – а, – п”.

Авторский текст разрывает одно предложение прямой речи, поэтому после авторского текста стоит запятая, прямая речь продолжается с маленькой буквы.

“Для вас, ребята, всё это превосходно, – сказал он, – вам эта штука по душе, а мне – нет”.
( из книги “Трое в лодке, не считая собаки”)

Вариант 4:

“П, – а. – П”.”П? – а. – П”.

“П! – а. – П”.

Авторский текст следует после законченного предложения прямой речи.

“Кажется, чёртова палатка свалилась, – говорит он. – А где Билл?”А ты что делаешь? – кричит он в ответ. – Не можешь отпустить, что ли?””Ах, тогда! – ответил он, просияв. – Да, вспомнил!”

( из книги “Трое в лодке, не считая собаки”)

Вариант 5:

“П, – а и а: – П”.
А: “П”, – а.

“Тут не пройти, – сказал Джон. Он огляделся и проворчал: – Похоже, придётся вернуться”.
Билл предложил: “А если попробовать вон там”, – и указал на едва заметную тропинку вдоль самой стены.

А: “П…””П…” – а.”П!..” – а.”П… – а. – П”.

“П, – а, – п…”

— П, — а.
– Привет, – улыбнулась Елена.

— П? — а.
– Кофе будешь? – спросил Деймон.

— П! — а.
– Привет! – улыбнулась Елена.

— П… — а.
– Не знаю… – ответила девушка.

— П, — а, — п.
– Привет, – улыбнулась Елена, – рада тебя видеть.

— П, — а. — П.
– Привет, – улыбнулась Елена. – Хорошо, что ты зашел.

— П? — а. — П.
– Уверена? – спросил Деймон. – Второго шанса не будет.

— П! — а. — П.
– Врешь! – бросил Деймон. – В первую очередь, себе самой.

— П… — а, — п.
– Он… – замялась девушка, – он признался мне в любви.

— П… — а. — П.
– Я… – девушка замялась. – Не думаю, что это хорошая идея, Деймон.

— П, — а. А: — П.
– Согласна, – кивнула Елена. Сделав пару шагов в сторону Деймона, она с улыбкой добавила: – Думаю, мы отлично проведем время.

— П, — а. А. — П.
– Согласна, – кивнула Елена. На лице Деймона отразилось удивление – он явно не ожидал подобного ответа. – Думаю, мы отлично проведем время.

— П? — а. А: — П.
– Уверена? – спросил Деймон. Несколько минут он пристально смотрел на Елену, после чего предупредил: – Второго шанса не будет.

— П? — а. А. — П.
– Согласна? – удивилась Елена. Услышав тон ее голоса, Деймон отвернулся. – Не думаю, что это хорошая идея.

— П! — а. А: — П.
– Отлично! – ухмыльнулся вампир. Внимательно осмотрев Елену с головы до пят, он заключил: – Теперь тебе нужно купить новое платье.

— П! — а. А. — П.
– Ух ты! – обрадовалась девушка. Деймон, увидев ее реакцию, улыбнулся. – В таком случае, хочу еще и туфли.

— П… — а. А: — П.
– Хм… – изобразил удивление вампир. С минуту подумав, он согласился: – Твоя взяла, Елена.

— П… — а. А? — П.
– Кофе… – Елена растерялась. Какое кофе может быть, если ей страшно оставаться с Деймоном наедине? – Пожалуй, нет.

На самом деле, есть еще немало вариантов, в которых одни знаки препинания заменяют другие.
Главное – знать основные правила написания, а это: слова автора пишутся после запятой/троеточия/знака вопроса/знака восклицания с маленькой буквы!

Пунктуация. Пробелы

Они являются камнем преткновения для очень многих авторов. Запомните раз и навсегда следующее.

Пробел никогда не ставится перед: двоеточием, троеточием, запятой, точкой, точкой с запятой, восклицательным или вопросительным знаком. Отдельно хочу выделить дефис – он вообще не отделяется пробелами (кроме одного редкого случая, не имеющего к данной теме никакого отношения).

Пробел всегда ставится: перед тире, открывающими скобками и открывающими кавычками; после тире, двоеточия, троеточия, запятой, точки, точки с запятой, восклицательного или вопросительного знака.

В случае кавычек и скобок, то после их закрытия пробел ставиться лишь тогда, когда продолжается текст без каких-либо знаков препинания. Во всех остальных случаях (точка, запятая, какой-либо знак и пр.

), пробел не нужен.

Пунктуация. Запятая

С запятыми многие куда в большей ссоре, чем с пробелами..

Запятая при обращении.
Многие почему-то забывают, что любые обращения, будь то имена, прозвища и пр., выделяются запятыми.

– Елена, все хорошо.- Ты невыносим, Деймон Сальваторе!- Конечно, друг, о чем речь.

– Ну что, красотка, прогуляемся?

Запятая при оборотах.
Запомните: деепричастные обороты всегда выделяются запятыми, независимо от того, в какой части предложения стоят:

Старший Сальваторе сидел на диване, распивая бутылку виски.
Стоя под струйками горячей воды, девушка мечтала о том, как шикарно пройдет сегодняшний вечер.

Чтобы правильно расставить запятые при причастном обороте, вам необходимо знать определяемое слово.
Если оборот стоит после этого слова, он выделяется запятыми с двух сторон. Если перед – запятые не ставятся:

Джинсы, неприлично низко посаженные на бедрах, норовили в любую секунду сползти еще ниже.

Определяемое слово – джинсы. Если переставить оборот перед определяемым словом, получается следующее:

Неприлично низко посаженные на бедрах джинсы норовили в любую секунду сползти еще ниже.

Если определяемое слово выражено личным местоимением, то расположенный перед ним оборот все же выделяется запятой:

Эгоистичный в своей страсти, Деймон мечтал обладать Еленой единолично.

Запятая в сложных предложениях.
Очень просто и доступно все сказано здесь: www.orfo.ru/Tutorial/html/Spel_PunctSentCm.htm.

От себя хочу добавить: учитесь быстро разделять сложные предложения на простые.

Если вы объединяете несколько простых предложений, каждое из которых имеет подлежащее и сказуемое, то непременно должны использовать правильные пунктуационные знаки.
В большинстве случаев запятой бывает достаточно:

[attention type=green]

Полнолуние наступит всего через каких-то семнадцать часов, и это мизерное время – все, что у них осталось.

[/attention]

Кому интересно – почитайте о правилах применения запятой здесь: new.gramota.ru/spraa/rules/?rub=zap.

Источник: http://likbezz.ru/blog/oformlenie-pryamoy-rechi-i-dialogov.html

Чужая речь: прямая и косвенная

Прямая речь диалоги правила

Чужая речь – это высказывания автора или других лиц. Чужой речью может быть устная речь, письменная речь или мысли, незаписанные и не высказанные вслух. Чужая речь может быть передана двумя способами: прямой речью и косвенной речью.

Прямая и косвенная речь

Прямая речь – это чужая речь, воспроизведённая без каких-либо изменений, переданная от лица того, кто её произнёс, написал или подумал:

Ваня сказал мне: Я хочу поиграть с тобой.

Какое красивое платье! – подумала Маша.

Прямая речь состоит из двух частей: прямой речи (П) и слов автора (А). Прямая речь – это слова какого-либо лица, слова автора – слова, сопровождающие прямую речь:

АП
Я сказал:Идём со мной.

Слова автора могут указывать: кому принадлежит прямая речь, когда, как или при каких обстоятельствах она была произнесена.

Осторожно! – предупредил охотник, показывая на капкан.

Слова автора, сопровождающие прямую речь, обычно содержат глаголы, обозначающие процессы речи или мысли, а также глаголы, обозначающие действия, сопутствующие речи, мыслям, чувствам: пробормотал, говорил, сказал, подумал, спросил, воскликнул, приказал, написал, вздохнул, обрадовался, улыбнулся, удивился и др.

Косвенная речь – это чужая речь, передаваемая не от лица говорящего, в форме придаточных предложений. Косвенная речь всегда идёт после слов автора:

Ваня сказал мне, что он хочет поиграть со мной.

Прямая речь ведётся от имени того лица, которым она была сказана, косвенная – от лица автора.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Прямая речь заключается в кавычки, её первое слово пишется с большой буквы:

Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче?» (А.С. Пушкин)

Слова автора могут стоять перед прямой речью, после неё, а также в середине прямой речи или обрамлять её с обеих сторон. От расположения слов автора будет зависеть и расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью:

Прямая речь перед словами автораПрямая речь после слов автораПрямая речь внутри слов автораСлова автора внутри прямой речи
После прямой речи ставится запятая и тире (после кавычек):
П, – а.
У меня сегодня пять уроков, – сказала Маша.
Если прямая речь содержит вопрос или произносится с восклицанием, то после неё ставится вопросительный или восклицательный знак (внутри кавычек) и тире (после кавычек):
П? – а.
П! – а.
Сколько сегодня уроков? – спросила Маша.
Перед прямой речью ставится двоеточие:
А: П.
А: П?
А: П!
Маша спросила: Сколько сегодня уроков?
А: П, – а.
А: П? – а.
А: П! – а.
А: П… – а.
Понатужился немножко: Как бы здесь на двор окошко Нам проделать? молвил он, вышиб дно и вышел вон.
(А.С. Пушкин)
Если слова автора идут в середине прямой речи, то кавычки не закрываются. Их надо закрыть после окончания прямой речи – в конце всего предложения.
П, – а, – п.
П, – а. – П.
П! – а. – П.
П? – а. – П.
П… – а. – П.
«Разъедемся, пора! сказали, – Безвестной вверимся судьбе».
(А.С. Пушкин)

Если прямая речь передаётся в виде разговора двух или нескольких лиц (диалог), то речь каждого собеседника заключается в кавычки и отделяется от речи других лиц тире:

«Здорово, парнище!» – «Ступай себе мимо!» – «Уж больно ты грозен, как я погляжу! Откуда дровишки?» – «Из леса, вестимо; отец, слышишь, рубит, а я отвожу!» (Н.А. Некрасов)

Знаки препинания в косвенной речи

  1. Косвенная речь не заключается в кавычки:

    Оля сказала, чтобы Витя взял с собой палатку.

  2. Если косвенная речь представляет собой придаточное предложение, то она отделяется от главного предложения запятой.

    Коля подумал, что опять заняли его место.

  3. Если косвенный вопрос заключает в себе вопросительный смысл, пред ним ставится двоеточие, а после него вопросительный знак.
    прямая речькосвенная речь
    Долго вам ещё ехать? – спрашивает Маша.Маша спрашивает: долго ли нам ещё ехать?
  4. Если косвенный вопрос рассматривается как простая передача содержания вопроса, перед ним ставится запятая, а в конце сложного предложения тот знак, который требуется по смыслу.
    прямая речькосвенная речь
    Родители интересовались: Когда ты к нам приедешь?Родители интересовались, когда я к ним приеду.

Косвенный вопрос – вопрос, переданный в косвенной речи.

Перевод прямой речи в косвенную

При замене предложения с прямой речью предложением с косвенной речью слова автора становятся главным предложением. Если слова автора стояли после прямой речи, то в предложении с косвенной речью меняется порядок слов – слова автора ставятся перед косвенной речью.

При переводе прямой речи в косвенную встречаются следующие случаи:

  1. Если прямая речь – повествовательное предложение, то при обращении её в косвенную речь получается придаточное предложение с союзом что.
    прямая речькосвенная речь
    Миша подумал: Она очень красивая.Миша подумал, что она очень красивая.
  2. Если прямая речь выражает приказ или просьбу в форме повелительного наклонения, то она заменяется придаточным предложением с союзом чтобы. Повелительное наклонение заменяется условным, причём частица бы, имеющаяся в союзе чтобы, не повторяется. Обращение становится подлежащим придаточного предложения.
    прямая речькосвенная речь
    Яна, отойди от собаки, – сказала мама.Мама сказала, чтобы Яна отошла от собаки.
  3. Если прямая речь – вопросительное предложение, то в косвенной речи получается косвенный вопрос, то есть придаточное предложение с вопросительными словами кто, что, какой, где и т. п. или с частицей ли.
    прямая речькосвенная речь
    Как тебя зовут?, – спросил дядя.Дядя спросил, как меня зовут.
    Я поинтересовался: Эта книга интересная?Я поинтересовался, интересная ли эта книга.

    Примечание: частица ли употребляется, если прямая речь представляет собой вопросительное предложение с частицей ли или вообще не содержит вопросительных слов.

  4. Если в прямой речи имеются личные местоимения и личные формы глаголов, то в косвенной речи они употребляются с точки зрения передающего чужую речь, а не того, чья речь передаётся.
    прямая речькосвенная речь
    Я уже дома, – сказала мама.Мама сказала, что она уже дома.
    Папа сказал: Я готовить не буду.Папа сказал, что он готовить не будет.
    Меня предупредили: Ты пойдёшь первым.Меня предупредили, что я пойду первым.

Предложения с косвенной речью – это сложноподчинённые предложения. Главное предложение в них соответствует словам автора в предложениях с прямой речью. В придаточном изъяснительном предложении содержится косвенная речь.

Новое на сайте|contact@izamorfix.ru
2021 − 2021©izamorfix.ru

Источник: https://izamorfix.ru/rus/sint_punkt/chuzhaya_rech.html

Законы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: