Возврат обеспечения заявок по 44 фз

Содержание
  1. Обеспечение заявки по 44-ФЗ | Процент, размер обеспечения заявок по 44-ФЗ и сроки возврата
  2. Когда теряется обеспечение заявки по 44-ФЗ
  3. Размер обеспечения заявки по 44-ФЗ
  4. Обеспечение заявки на конкурс по 44-ФЗ денежными средствами
  5. Возврат обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ: порядок составления и образец заявления
  6. В каких случаях необходимо вернуть обеспечение госконтракта
  7. Сроки возврата
  8. Порядок возврата обеспечения: инструкция для поставщика
  9. Как составить заявление
  10. заявления
  11. Планирование закупок
  12. Обоснование закупок
  13. Контракт
  14. Обеспечение заявок на участие в закупке по 44-ФЗ. Сумма, возврат
  15. Общие положения
  16. Требования к банковской гарантии
  17. Требования к денежному взносу
  18. Порядок возврата обеспечения заявки
  19. Порядок удержания: сложные вопросы практики
  20. Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе по 44-ФЗ
  21. Электронные аукционы
  22. Конкурсы и закрытые аукционы
  23. Размер обеспечения заявки
  24. Возврат денежных средств, внесенных для обеспечения заявки
  25. Требования к банковской гарантии
  26. Как получить банковскую гарантию
  27. Обеспечение заявки по 44-ФЗ и 223-ФЗ: размеры и способы внесения обеспечения, сроки возврата
  28. Обеспечение заявки по 44-ФЗ
  29. Виды обеспечения заявки
  30. Размеры обеспечения заявки
  31. Сроки возврата обеспечения заявки

Обеспечение заявки по 44-ФЗ | Процент, размер обеспечения заявок по 44-ФЗ и сроки возврата

Возврат обеспечения заявок по 44 фз

Обеспечение заявки по 44-ФЗ на участие в конкурсе или аукционе является обязательным требованием. Размер обеспечения заявки по 44-ФЗ определяется в документации к электронному аукциону или открытому конкурсу. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечение заявки, возвращаются добросовестному участнику закупки или удерживаются при нарушении 44-ФЗ.

Обучение и помощь по 44-ФЗ

» Федеральный закон 44-ФЗ » Обеспечение заявки по 44-ФЗ

Обеспечение заявки по 44-ФЗ как и дальнейшее обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ помогает гарантировать исполнение поставщиками взятых на себя обязательств в процессе участия в государственных закупках.

Обеспечение заявок по 44-ФЗ:

  • Подтверждает наличие финансовых ресурсов для участия в госзакупках
  • Сокращает количество поданных одновременно заявок
  • Препятствует уклонению от подписания контракта

Если бы обеспечение заявки по 44-ФЗ отсутствовало, возможен был такой сценарий.

Для регистрации ООО или ИП достаточно иметь несколько тысяч рублей. Далее получить электронную подпись, зарегистрироваться на электронной площадке и подать заявку на участие в электронном аукционе на миллионы рублей. Предложить самую низкую цену, не задумываясь о последствиях. Выиграть тендер, а потом сказать – “я передумал”.

Без обеспечения заявки по 44-ФЗ любой участник мог бы парализовать закупки крупнейших учреждений, выполняющих важные социальные функции – школ, больниц, государственных органов. Не имея возможности распоряжаться бюджетными средствами без специальных процедур, они не смогли бы закупить продукты питания, лекарства, топливо, бумагу для принтера.

Обучение и помощь по 44-ФЗ

Обеспечение заявки по 44-ФЗ – это денежная сумма, которую участник закупки передает другой стороне в качестве доказательства заключения контракта в результате определения поставщика. Фактическое поступление денежных средств на банковский счет является задатком и образует обеспечение заявки по 44-ФЗ. Определение задатка дается в статье 380 Гражданского кодекса.

[attention type=yellow]

Особенность обеспечения заявки по 44-ФЗ в том, что оно не засчитывается в счет других платежей по контракту и подлежит либо возврату, либо удержанию.

[/attention]

Механизм обеспечения заявок описан в статье 44 федерального закона 44-ФЗ.

Когда теряется обеспечение заявки по 44-ФЗ

Обеспечение заявки по 44-ФЗ удерживается и его возврат не осуществляется, если:

Во всех остальных случаях обеспечение заявки по 44-ФЗ в полном объеме возвращается.

Победителю определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обеспечение заявки возвращается после заключения контракта.

Размер обеспечения заявки по 44-ФЗ

Размер обеспечения заявки по 44-ФЗ составляет 0,5% – 5%. Обеспечение заявки по 44-ФЗ рассчитывается в виде процента от начальной (максимальной) цены контракта.

Обеспечение заявки по 44-ФЗ на электронный аукцион с начальной ценой до 3 миллионов рублей равно 1%.

Для закупок у субъектов малого предпринимательства (СМП) устанавливаются льготные условия. Обеспечение заявки для СМП по 44-ФЗ не более 2%. Заказчик самостоятельно определяет обеспечение заявки по 44-ФЗ. Размер устанавливается в рублях и указывается документации закупки.

Обучение и помощь по 44-ФЗ

Заказчик обязан установить обеспечение заявки в пределах 0,5 – 5%.

Обеспечение заявки по 44-ФЗ предоставляется в виде денежных средств или банковской гарантии на усмотрение участника.

Обеспечение заявки на конкурс по 44-ФЗ денежными средствами

При подаче документов прикладывается оригинал платежного поручения о перечислении денежных средств на расчетный счет заказчика, указанной в документации. Документ должен быть подписан, иметь дату и отметку банка об исполнении.

При вскрытии конвертов комиссия проверяет наличие платежного документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки и оглашает факт наличия такого обеспечения. Денежные средства должны поступить на расчетный счет заказчика до даты рассмотрения и оценки заявок. Иначе считается, что участник не предоставил обеспечение заявки по 44-ФЗ.

Возврат денежного обеспечения заявки осуществляется в течение пяти рабочих дней.

Обучение и помощь по 44-ФЗ

Банковская гарантия по 44-ФЗ может использоваться для обеспечения заявки в конкурсе.

Требования к банковской гарантии для обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта одинаковые.

В кратком виде – это:

  • Безотзывная банковская гарантия
  • Один из 294 банков, включенных в реестр Минфина
  • Наличие в реестре банковских гарантий

Срок выдачи банковской гарантии для обеспечения заявки по 44-ФЗ не менее двух месяцев с даты окончания подачи заявок.

Получение банковской гарантии требует затрат в размере 3-5% от суммы обеспечения заявки по 44-ФЗ. Эти деньги не возвращаются.

Неважно проиграли вы или одержали победу. Победитель компенсирует расходы на банковскую гарантию получением прибыли от оплаты по контракту. Напомним, потребуется еще одна банковская гарантия для обеспечения исполнения контракта.

Возврат банковской гарантии в случае отклонения, отмены закупки не производится.

[attention type=red]

Проигравший участник компенсирует расходы на получение банковской гарантии за счет победы в других закупках по 44-ФЗ.

[/attention]

Обучение и помощь по 44-ФЗ

Обеспечение заявки возвращается участнику (за исключением победителя) после:

  1. Подписания протокола рассмотрения и оценки, протокола подведения итогов
  2. Отмены конкурса или аукциона
  3. Отклонения или отзыва заявки участника
  4. Подачи документов после окончания сроков
  5. Отстранения участника закупки, в случае выявления несоответствия требованиям
  6. Получения заказчиком решения контрольного органа (ФАС)

; Открытые торги «Открытые торги» — одна из ведущих компаний России, специализирующихся на тендерном сопровождении. Мы открываем новые возможности для реализации товаров, работ и услуг для российских и международных компаний. К нам обращаются компании, как без опыта участия в тендерах, так и имеющие развитые тендерные отделы. Мы помогаем решить конкретные задачи здесь и сейчас, а также сформировать видение на будущее, сэкономить время и ресурсы. Контакты:

; Адрес: ул.Стромынка, д.13а 107014 Москва,

Телефон:+74952680544,

Телефон:88005556649,

E-mail: mail@open-torg.ru

Источник: https://open-torg.ru/44-fz/obespechenie-zayavki-po-44-fz

Возврат обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ: порядок составления и образец заявления

Возврат обеспечения заявок по 44 фз

Для исполнителя или поставщика важно знать, когда ему вернут обеспечение по государственному контракту, которое было внесено перед подписанием договора. В некоторых случаях участнику закупки предстоит направить заказчику заявление на возврат обеспечения.

В каких случаях необходимо вернуть обеспечение госконтракта

Для того чтобы предоставить заказчику гарантии добросовестного исполнения своих обязательств по госконтракту, поставщик вносит определенное денежное обеспечение до подписания соглашения. Его размер определяется в зависимости от цены контракта.

Сумма, которая выступает в качестве обеспечения по контракту, может быть внесена в виде:

  1. Денежной суммы.
  2. Банковской гарантии.

Что касается банковской гарантии, то процедура ее возврата предельно простая: ее сроки действия устанавливаются на месяц больше, чем период реализации госконтракта, и она не подлежит возврату подрядчику.

Если же обеспечение было внесено в виде определенной денежной суммы, то ситуация гораздо сложнее. В этом случае возврат денег имеет заявительный характер.

Обеспечение по госконтракту следует отличать от обеспечения заявки на участие в торгах по 44-ФЗ. Последнее возвращается после завершению закупочной процедуры в установленные сроки без подачи дополнительных заявлений.

Необходимость вернуть внесенные денежные средства для гарантии исполнения обязательств по госконтракту возникает у поставщика в следующих случаях:

  1. После полного исполнения обязательств по контракту.
  2. В ходе его исполнения, после завершения определенного этапа выполненных работ пропорционально объему исполненных обязательств.
  3. Если поставщик хотел бы изменить денежное обеспечение на банковскую гарантию.
  4. Если госконтракт так и не был подписан по обстоятельствам, которые не зависели от поставщика.

Сроки возврата

Согласно п. 27 ст.

34 44-ФЗ, сроки возврата обеспечения по контракту определяются заказчиком по своему усмотрению и должны быть прописаны в тексте договора (эта информация также является неотъемлемой частью закупочной документации по аукциону или конкурсу, а также содержится в проекте контракта). То есть конкретные временные рамки по возврату денежных средств исполнителю в законе о контрактной системе отсутствуют.

Например, условиями контракта может быть предусмотрен возврат в течение 30 дней после исполнения поставщиком всех обязательств и получения заказчиком официального письменного требования от поставщика.

Стандартной является практика, когда обеспечение возвращается после того, как подрядчик или исполнитель выполнили свои обязательства по государственному контракту.

Контракт считается исполненным, когда сторонами были подписаны финальные документы (именно с даты их подписания начинают отсчитываться сроки для возврата денег):

  1. Акт выполненных работ.
  2. Акт оказанных услуг.
  3. Товарная накладная.

В течение определенного временного периода после подписания данных документов заказчику нужно вернуть обеспечение по госконтракту. За поставщиком или подрядчиком сохраняются гарантийные обязательства, но они не подлежат денежному обеспечению. Заказчик не вправе удерживать у себя средства в течение установленного гарантийного периода.

Также в п. 7 ст. 96 ФЗ-44 прописано право исполнителя на уменьшение обеспечения по госконтракту еще в период его исполнения пропорционально объему выполненных обязательств на момент обращения за возвратом. Это значит, что определенную часть денежного обеспечения подрядчик может вернуть еще до подписания итоговых документов.

На практике возникают такие ситуации, когда исполнителем были перечислены средства в адрес заказчика в качестве обеспечения, но сам госконтракт по причинам, которые не зависели от него, так и не был подписан в течение 30 дней.

В этом случае заказчик обязан вернуть исполнителю внесенное обеспечение в течение 5 рабочих дней после истечения сроков для подписания договора.

Порядок возврата обеспечения: инструкция для поставщика

Порядок возврата обеспечения по госконтракту должен быть прописан в самом указанном документе. 44-ФЗ данный аспект никак детально не регламентирует, все вопросы решаются в согласительном порядке между сторонами.

Стандартный алгоритм действий для возврата обеспечения выглядит следующим образом:

  1. Поставщик или исполнитель направляет в адрес заказчика письмо с уточненными реквизитами для возврата. К нему можно приложить выписку из банковского счета с реквизитами, копии итоговых документов и дополнительные документы (доверенность на подпись заявления, копии чеков или платежных поручений, подтверждающих внесение обеспечения по контракту, акт сверки взаимных расчетов и пр.). Заявление может быть передано лично либо направлено заказным письмом с описью вложения.
  2. Заказчик рассматривает обращение от поставщика. В случае отказа от удовлетворения требований исполнителя по госконтракту заказчик обязан мотивировать его и предоставить ему письменное решение об отказе.
  3. Заказчик возвращает денежные средства на счет исполнителя.

В любом госконтракте должны быть прописаны штрафные санкции, которые должны быть применены к сторонам при нарушении договорных условий. Если заказчик не вернет положенное поставщику обеспечение, то он вправе рассчитывать не только на возврат ему суммы обеспечения, но и на получение пени.

При отказе заказчика вернуть деньги добровольно подрядчик может обратиться в суд и взыскать с него всю задолженность вместе со штрафными санкциями.

Как составить заявление

Правильно составленное заявление на возврат внесенного обеспечения по госконтракту – залог его успешного и своевременного получения.

44-ФЗ не устанавливает каких-либо требований заявления и порядку его оформления. Его можно составить в свободной форме на фирменном бланке организации либо с обязательным указанием всех необходимых реквизитов. Оно оформляется на стандартном листе формы А4.

Поставщик может сам выбрать предпочтительный способ для возврата денежных средств. Это может быть получение денег на расчетный счет или в наличной форме (второй вариант может привести к затягиванию процедуры возврата обеспечения, поэтому нежелателен).

Заявление на возврат денежных средств составляется в двух экземплярах (если оно передается лично исполнителем без использования почтовых или курьерских услуг). Один из них передается заказчику, а второй с пометкой о его принятии и датой поступления остается у исполнителя для подтверждения факта передачи документа.

заявления

Хотя законодательно не установлено никаких требований к заявлению о возврате обеспечения, но оно должно содержать ряд обязательных сведений. В их числе следующие:

  1. Наименование и адрес государственного или муниципального заказчика.
  2. Наименование, адрес и реквизиты поставщика/исполнителя/подрядчика (ИНН, КПП).
  3. Исходящий номер заявления по системе нумерации документации поставщика и дату составления.
  4. Наименование документа (посередине листа): заявление о возврате обеспечения.
  5. Основная часть, в которой содержится просьба вернуть внесенное ранее обеспечение по госконтракту со ссылкой на пункт контракта, который регламентирует возврат обеспечения.
  6. Сумма обеспечения, которую нужно вернуть, в числовом и буквенном форматах.
  7. Реквизиты счета для перечисления суммы обеспечения.
  8. Дата подготовки документа.
  9. ФИО лица, которое наделено правом подписи подобного рода документов, с его расшифровкой.

При наличии печати заявление следует заверить с ее помощью. Но с 2021 года требование об обязательном наличии печатей у юрлиц было исключено, поэтому заявление, не заверенное печатью, должны принять.

В числе основных ошибок, которые совершают поставщики при подготовке заявления, такие:

  • некорректные или недостоверные сведения (если небольшие недочеты или опечатки не могут стать причиной отклонения заявления, то грубые ошибки недопустимы);
  • отсутствие реквизитов для возврата обеспечения;
  • несоблюдение сроков для возврата (если поставщик отправил заявление раньше установленных контрактом сроков);
  • документ был подписан лицом, которое не было на это уполномочено.

В перечисленных выше случаях заказчик может отказать в удовлетворении заявления и возврате денег исполнителю.

После того как заявление было обработано, а денежное обеспечение вернули исполнителю, оно передается для хранения в архив организации и должно храниться там в течение 5 лет. При ликвидации компании заявление передается в государственный архив вместе со всеми документами.

Таким образом, законодательство о контрактной системе предусматривает внесение подрядчиком обеспечения и его возврат после исполнения обязательств по госконтракту. 44-ФЗ детально не регламентирует процедуру возврата обеспечения заказчиком в пользу исполнителя.

Оно может быть возвращено поставщику по правилам соглашения, подписанного сторонами. Пункт о порядке возврата обеспечения подлежит включению в него в обязательном порядке.

Стандартно денежные средства возвращаются поставщику на основании его письменного заявления, поданного в адрес заказчика.

В 2021 году внесены изменения в Федеральный Закон №44 (далее — Закон), регламентирующие особенности и порядок проведения закупок в контрактной сфере для государственных и муниципальных нужд. Корректировки внесены на основании Федерального Закона №71 от 01.05.2021 и вступают в силу в период с 1 января по 1 октября 2021 года.

Планирование закупок

В соответствии с ч. 6 ст. 2 ФЗ №71 с 1 июля 2021 года закупочные мероприятия можно производить спустя 1 день с момента внесения изменений в график закупок. График редактируется за день:

Планирование закупок осуществляется посредством формирования плана и графика (ст. 16 Закона). График редактируется в случае необходимости, а также в случаях изменения цены контракта, порядка оплаты и по результатам общественного обсуждения (ч. 13 ст. 21 Закона).

Обоснование закупок

На основании ч. 6 ст. 1 ФЗ №71 будут внесены изменения в порядок обоснования закупок (ст. 18 Закона). Теперь обоснованными признаются закупки, отвечающие критериям нормирования (ст. 19 Закона) и цены контракта (ст. 22 Закона). В связи с этим:

  • предположительно на этапе планирования не потребуется обоснование;
  • оценка обоснованности не осуществляется в ходе мониторинга;
  • исключено обязательство по обоснованию объекта и целевого назначения закупки;
  • исключено обязательство по обоснованию максимальной цены контракта.

Предполагается, что заказчикам потребуется вносить описание, обоснование максимальной цены контракта и проект за 3 месяца до начала закупочных мероприятий.

Соответствующее требование может быть изложено при регламентации условий формирования плана-графика.

Контракт

На основании ч. 19 ст. 1 ФЗ № 71 вводятся новые условия по формированию и обслуживанию контрактов (ст. 34 Закона). Основные изменения:

  • исключено обязательство отчетности по исполненным контрактам;
  • установлена формулировка условий по неустойке;
  • срок оплаты может превышать 30 дней;
  • после расторжения контракта новый может быть заключен без предварительного аукциона;
  • заказчики больше не определяют срок действия гарантии банка;
  • при отзыве лицензии банк обязуется предоставить новое обеспечение в течение 1 месяца;
  • установлены сроки возврата обеспечения;
  • установлены новые правила по уменьшению обеспечения при частичном исполнении контракта.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/vozvrat-obespecenia.html

Обеспечение заявок на участие в закупке по 44-ФЗ. Сумма, возврат

Возврат обеспечения заявок по 44 фз

Обеспечение заявки – один из видов гарантии добросовестности участника закупки, осуществляемой в рамках закона 44-ФЗ. Условие устанавливают при размещении заказа в форме аукциона, конкурса или запроса предложений. Перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Попытки выйти за пределы списка признаются неправомерными и жестко пресекаются антимонопольным органом.

Общие положения

Форма обеспечения заявки зависит от метода закупки. Если контрагента выбирают посредством закрытого аукциона или конкурса, допускается использование двух вариантов:

  • банковская гарантия;
  • перечисление денежных средств.

Участники процедуры делают выбор самостоятельно. Заказчик не может ограничивать их в этом праве. В извещении он лишь утверждает сумму, а также регламентирует порядок предоставления документов.

Обратите внимание! Переход к электронной форме торгов внес определенные коррективы. Согласно части 2 статьи 44 закона 44-ФЗ, заявку на торговой площадке обеспечивают только денежными средствами.

Парламентарии установили жесткие требования и к объему гарантий. Расчет суммы проводят с учетом начальной стоимости государственного или муниципального заказа.

№ п.п.Условия закупкиРазмер обеспечения
1Начальная цена не превысила 3 миллионов рублей1%
2Начальная цена превысила 3 миллиона рублей0,5 – 5%

Особые правила расчета действуют в отношении льготных групп. Если сотрудничество строится с малым бизнесом, социально ориентированными некоммерческими организациями, объединениями инвалидов или учреждениями уголовно-исправительной системы, обеспечение не может превышать 2 % от цены контракта.

Требования к банковской гарантии

Правила оформления документов устанавливают положения статьи 45 закона 44-ФЗ. Надлежащим признают обеспечение, отвечающее следующим критериям:

  • до окончания действия договора с банком на момент подачи заявки остается более 2 месяцев;
  • соглашение не содержит условий о предоставлении отчетов по исполнению контрактов или ходу процедуры;
  • соблюдена письменная форма сделки.

Основным отличием гарантии является отсутствие обязательств по возврату. Кроме того, у заказчика нет возможности провести по ней взыскание. Обратиться в банк за выплатой организатор торгов может лишь в исключительных случаях:

  • уклонение победителя от заключения контракта;
  • отказ от предоставления документов, необходимых для подписания договора.

Для получения денег заказчику потребуется направить соответствующее заявление в банк.

Требования к денежному взносу

Обеспечительный платеж перечисляют на счет заказчика. Если тендер размещен на электронной торговой площадке, сумму переводят на специальный лицевой счет. Участник обязан не только оформить поручение, но также убедиться в фактическом исполнении документа. К заявке он должен приложить квитанцию или иное подтверждение совершения операции. Расходовать полученные средства стороны не могут.

Порядок возврата обеспечения заявки

Завершение закупочной процедуры и объявление победителей является основанием для возврата денежного обеспечения. Перечислить средства заказчик обязан в течение 5 рабочих дней. На электронной площадке блокировка снимается не позднее 24 часов с момента:

  • подписания протокола о выборе победителя закупки;
  • отклонения кандидатуры или отстранения участника от конкурсной гонки;
  • отзыва заявки;
  • отказа в согласовании сделки с единственным поставщиком.

Лидеру процедуры деньги возвращают только после подписания государственного (муниципального) договора.

Важно! Зачесть сумму обеспечения заявки в счет гарантии исполнения контракта нельзя. При работе с электронными площадками такая операция невозможна по техническим причинам. Не допускает этого и закон.

Юристы напоминают, что оператор торгового ресурса обязан перечислить участникам аукциона не только номинальный размер взноса, но и доход, полученный от временного размещения средств. При этом он несет ответственность за своевременность возврата.

Нарушение срока дает право на взыскание процентов по статье 395 ГК РФ. Ответчиками по таким делам выступают как сам оператор электронной площадки, так и обслуживающий его банк. Показательным прецедентом стало постановление АС СКО № Ф08-4824/2015 от 16.07.

[attention type=green]

2015 года.

[/attention]

Санкции предусмотрены и административным законодательством. К ответственности недобросовестных должностных лиц привлекают, руководствуясь статьей 7.31.1 КоАП РФ.

Порядок удержания: сложные вопросы практики

Целью обеспечения заявок является защита заказчика от убытков, связанных с недобросовестностью участников. В случае совершения нарушений деньги зачитывают в качестве компенсации вреда. На практике взыскание далеко не всегда бывает простым. Аналитики выделили несколько интересных прецедентов и позиций.

№ п.п.Описание ситуацииЮридические нюансы
1Удержание проводится при следующих условиях:
  • заявка отклонена;
  • причиной послужило невыполнение требований ко второй части;
  • документы вернули в третий раз за квартал.

Деньги передают заказчику по истечении 30 суток со дня принятия решения об удержании.

На практике возникает спор относительно отсчета 3-месячного срока. МЭР РФ полагает, что началом периода является день первого возврата. Эту точку зрения ведомство отразило в письме Д28и-2803 от 10.12.2014 года. Однако юристы ставят позицию под сомнение. Правозащитники ссылаются на статью 192 ГК РФ. Норма содержит указание на необходимость отсчета кварталов с начала года.
2Основанием взыскания послужило отклонение заявки в следующих условиях:

  • участник претендует более чем на 3 заказа;
  • в 3 пакетах вторые части заявки признаны несоответствующими требованиям.

Обеспечение перечисляют третьему заказчику, отклонившему документы.

Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/395-obespechenie-zayavok-na-uchastie-v-zakupke-po-44-fz-summa-vozvrat

Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе по 44-ФЗ

Возврат обеспечения заявок по 44 фз

Обеспечение заявки служит для заказчика гарантией, что участие в государственных закупках будут принимать добросовестные поставщики.

В обязательном порядке заказчик устанавливает требования к обеспечению заявки при проведении электронных аукционов и конкурсов (ч. 1 ст. 44 44-ФЗ).

При проведении запроса предложений требование по обеспечению заявки устанавливается только в том случае, если данный способ используется вместо несостоявшихся электронных аукционов и конкурсов (п. 1 ч. 4 ст. 83 44-ФЗ).

Каким способом поставщик может предоставлять обеспечение заявки?

Электронные аукционы

При проведении электронных аукционов обеспечение заявки может предоставляться только одним способом — путем внесения денежных средств (ч. 2 ст. 44 44-ФЗ). Обратите внимание: денежные средства в этом случае перечисляются на счет электронной торговой площадки, а не заказчика.

Конкурсы и закрытые аукционы

При участии в конкурсах и закрытых аукционах заявку можно обеспечивать путем как перечисления денежных средств (в данном случае — заказчику), так и предоставления банковской гарантии. При этом выбирает способ обеспечения заявки не заказчик, а поставщик (ч. 1 ст. 44 44-ФЗ).

Размер обеспечения заявки

Размер обеспечения заявки устанавливается заказчиком и зависит от начальной (максимальной) цены контракта (ч. 14 ст. 44 44-ФЗ):

  • Если НМЦ не превышает 3 млн рублей, то размер обеспечения заявки составляет 1% от НМЦ;
  • При НМЦ более 3 млн рублей размер обеспечения заявки составляет от 0,5 до 5 % от НМЦ.

В соответствии с ч. 15 ст. 44 44-ФЗ, особые условия — обеспечение заявки в размере 2% от НМЦ — предусмотрены для:

  • учреждений и предприятий уголовно-исправительной системы;
  • организаций инвалидов;
  • субъектов малого предпринимательства;
  • социально ориентированных некоммерческих организаций.

Напомним, что условия отнесения компаний и ИП к субъектам малого и среднего предпринимательства закреплены в Федеральном законе от 24.07.2009 № 209-ФЗ (ч. 1 ст. 4). В частности, учитываются такие критерии, как средняя численность работников, выручка без учета НДС и балансовая стоимость активов.

Возврат денежных средств, внесенных для обеспечения заявки

Один из главных вопросов, который волнует новичков в госзаказе, — как быстро и при каких условиях средства, перечисленные для обеспечения заявки, будут возвращены.

Согласно 44-ФЗ, при проведении конкурсов и закрытых аукционов средства возвращаются на счет участника в течение не более чем 5 рабочих дней, а при проведении электронных аукционов — в течение не более чем 1 рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:

Победителю конкурса или аукциона, в отличие от остальных участников закупки, средства возвращаются на счет только после заключения контракта.

Обратите внимание: если поставщик выбрал в качестве способа обеспечения заявки банковскую гарантию (напомним, такая возможность есть для конкурсов и закрытых аукционов), то по завершении процедуры отбора она участнику не возвращается, взыскание по ней не производится (ч. 7 ст. 44 44-ФЗ).

Чтобы обеспечение заявки действительно гарантировало, что участие в закупках будут принимать добросовестные поставщики, законом предусмотрены ситуации, когда деньги, переведенные в качестве обеспечения заявки, уходят заказчику. Вот эти случаи:

  • Поставщик в течение одного квартала был отклонен по вторым частям на одной электронной площадке три раза. Деньги уходят заказчику, который отклоняет заявку такого поставщика в третий раз, по истечении 30 дней после принятия данного решения (ч. 27 ст. 44 44-ФЗ).
  • Победитель уклоняется от заключения контракта или не предоставляет в срок обеспечение исполнения контракта (ч. 13 ст. 44 44-ФЗ).

Обратите внимание: в этой части нормы 44-ФЗ отличаются от норм 94-ФЗ. Напомним, ч. 13 и 14 ст. 41.

12 94-ФЗ предусматривали, что контракт обязаны заключить первый, второй и третий участники электронного аукциона (согласно итоговому протоколу).

[attention type=yellow]

В случае уклонения любого из этих участников от заключения контракта, денежные средства, заблокированные в качестве обеспечения заявки, перечислялись заказчику (ч. 12 ст. 41.12 94-ФЗ).

[/attention]

Согласно 44-ФЗ, отказ заключать контракт влечет за собой невозврат средств, перечисленных в качестве обеспечения заявки, только для победителя электронного аукциона. В случае его отказа со вторым победителем контракт заключается по согласованию. Если второй участник тоже отказывается заключать контракт, средства его не блокируются.

Требования к банковской гарантии

Порядок участия в электронных торгах предусматривает, что банковская гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения заявки, выдается под конкретную закупку. Срок действия документа должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок (ст. 45 44-ФЗ).

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 45 44-ФЗ, банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать несколько обязательных реквизитов:

  • Сумму банковской гарантии;
  • Обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
  • Обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
  • Условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет заказчика;
  • Предельный срок действия банковской гарантии;
  • Перечень документов, установленный Правительством РФ, которые заказчик должен предоставить банку одновременно с требованием уплатить денежную сумму по банковской гарантии;
  • Условие о бесспорном списании денежных средств со счетов банка-гаранта.

В соответствии с ч. 8 ст. 45 44-ФЗ, банковская гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения заявки, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе (в настоящий момент — на www.zakupki.gov.ru).

Как получить банковскую гарантию

Самое существенное ограничение состоит в том, что в соответствии с ч. 1 ст. 45 44-ФЗ для участия в торгах госзаказа банковские гарантии принимаются только от банков, которые включены в перечень, предусмотренный статьей 176.1 НК РФ.

Дело в том, что далеко не все банки на сегодняшний день включены в этот перечень (на момент написания статьи — 354 банка). Мы рекомендуем вам проверить наличие своего банка в списке заблаговременно, чтобы иметь возможность подстраховаться: обратиться в другой банк или изыскать средства для обеспечения заявки путем перечисления денег на расчетный счет заказчика.

Если у вас нет времени,  хорошим подспорьем может стать оформление и получение банковской гарантии в электронном виде.

Сделать это можно через компании, которые специализируются на предоставлении  банковских услуг через интернет с использование современных сервисов — например, через «Теледок — банковский сервис».

Процесс оформления банковской гарантии в этом случае может занять минимальное время — от 1 рабочего дня, т.к. все услуги оформляются через интернет  без посещения офиса банка.

Стоит отметить,  что для получения электронной банковской гарантии потребуется сертификат квалифицированной электронной подписи, тогда как для торгов госзаказа, как известно, используется неквалифицированная подпись.

Данный способ получения банковской гарантии может подойти тем поставщикам, у которых уже есть КЭП (например, если они являются пользователями тарифного плана «Электронная подпись 2.

0»), либо тем, кому очень важно получить гарантию в сжатые сроки.

Ольга Большакова, руководитель фронт-офиса по направлению «Банковская гарантия» ООО «Теледок»

Источник: https://kontur.ru/articles/955

Обеспечение заявки по 44-ФЗ и 223-ФЗ: размеры и способы внесения обеспечения, сроки возврата

Возврат обеспечения заявок по 44 фз

Обеспечение заявки – это способ подтверждения претендентом в торгах серьезности своих намерений принять участие в тендере и один из инструментов показывающих его благонадежность.

Размер обеспечения устанавливается Заказчиком или организатором торгов, в пределах установленных законодательством. В государственных закупках такой предел составляет от половины процента до пяти процентов начальной стоимости контракта.

Суть обеспечения заявки сводится к тому, что если участник торгов предпримет действия, которые содержат в себе признаки его недобросовестности и (или) нарушения положений документации закупки или законодательства, то Заказчик удержит сумму обеспечения заявки для восстановления своих нарушенных прав, а участник лишится собственных средств.

Но это только общее описание принципа действия рассматриваемого механизма, который содержит в себе множество условий, нюансов и условностей, которые мы подробно рассмотрим в настоящей статье.

Обеспечение заявки по 44-ФЗ

Основа нормативно-правового регулирования обеспечения заявки по 44-ФЗ установлена статьей 44 Закона о контрактной системе. Данная статья устанавливает, что обеспечение (подтверждение) заявки является обязательным условием, которое Заказчики должны включить в документацию торгов.

При этом участнику закупки предлагаются две формы оформления обеспечения заявки при осуществлении конкурса или аукциона закрытого типа. Это либо внесение денег на счет Заказчика, либо банковская гарантия на участие в торгах. Из указанных вариантов участник самостоятельно выбирает наиболее для него предпочтительный способ и предоставляет его Заказчику.

С аукционами в электронной форме ситуация несколько иная, поскольку форма обеспечения в аукционе может быть только в виде внесения денег на счет, но не на счет Заказчика, как в конкурсе и закрытом аукционе, а на счет оператора торговой площадки.

[attention type=red]

Эти деньги и позволяют оператору торговой площадки осуществлять свои функции без взимания платы с Заказчиков или участников, поскольку, по сути, участники предоставляют оператору беспроцентное кредитование.

[/attention]

При аккредитации участника оператор площадки открывает ему индивидуальный лицевой счет, на котором участник должен обеспечивать нахождение достаточного количества средств на момент подачи заявки на участие в аукционе.

Таким образом, рекомендуется в случае участия в большом количестве аукционов заранее перевести на данный счет достаточное количество средств, поскольку зачисление на лицевой счет лица осуществляется не одномоментно, потому что платежи обрабатываются оператором вручную по наименованию платежа.

Очень важно помнить, что при участии в аукционе подтверждение заявки не предоставляется Заказчику! Только оператору, Заказчик никоим образом не участвует в данном процессе. При всех остальных способах закупок это правило не действует.

Отдельно стоит отметить ситуацию с подтверждением документа на участие в торгах при проведении запроса предложений.

Дело в том, что по общему правилу подтверждение заявки при проведении закупки в такой форме не требуется, за исключением такой ситуации, когда запрос предложений проводится в случае признания повторного конкурса, аукциона в электронной форме несостоявшимся. Тогда документ, подтверждающий предоставленное обеспечение на участие в торгах оформляется по правилам открытого конкурса.

Отдельного упоминания требует довольно распространенная ситуация среди участников закупок, когда участник предоставляет в составе заявки документ, подтверждающий перечисление денежных средств, но сами денежные средства на момент рассмотрения документа на участие в торгах по каким-либо причинам не поступили на счет Заказчика. Несмотря на то, что в такой ситуации абсолютно нет вины участника, при условии, что документы подлинные, Заказчиками такая ситуация вполне обоснованно трактуется как не предоставление обеспечения с последующим отклонением заявки участника.

Виды обеспечения заявки

От способа осуществления закупки зависит вид обеспечения документа на участие в торгах. Для запроса котировок подтверждение заявки не требуется никогда. Для запроса предложений также, но с единственным исключением из этого правила, которое указано выше. Основной интерес в этом вопросе представляют все разновидности конкурсов, а также электронный и закрытый аукцион.

В случае с конкурсами и электронными аукционами существует два основных вида обеспечения заявок – денежные средства, внесенные на счет, или банковская гарантия.

Денежные средства могут быть собственными или заемными. В свою очередь заемные средства можно получить в виде тендерного займа на подтверждение документа на участие в торгах или в виде кредита на подтверждение тендерной заявки.

Между этими вариантами существует несколько различий.

[attention type=green]

Основное отличие заключается в том, что тендерный займ может быть выдан любой микрофинансовой организацией, которая обладает необходимой лицензией, а кредит можно получить только в кредитной организации, то есть в банке.

[/attention]

Микрофинансовая организация предоставляет займ на условиях договора займа, без учета кредитной истории заемщика, в то время как банк полностью изучает заемщика, и при наличии вывода о неблагонадежности заемщика банк может отказать в заключении договора на получение кредита.

Естественно, что действия предпринимаемые банком занимают некоторое время, которого в условиях сжатых сроков подготовки документов может не хватить для подачи заявки в срок. Таким образом, возможность получения быстрого и самое главное гарантированного займа выгодно отличают его от кредита.

Так же, при получении кредита может потребоваться внесение залога, в то время как займ не требует таких действий заемщика.

В свою очередь тендерный кредит бывает двух видов: разовый или с возобновляемой кредитной линией. Разовый тендерный кредит позволяет предоставить подтверждение документа на участие в торгах только на одну конкретную закупку, условия которой сообщены банку.

При получении кредита в форме возобновляемой кредитной линии у участника закупки появляется возможность подавать заявки на участие в нескольких закупках в течение определённого периода времени.

После закрытия обязательств по выданным кредитам в рамках кредитной линии, участник может претендовать на новое кредитование.

Как правило, банк принимает решение в течение 3 дней, но здесь все индивидуально, решение может быть принято и в течение суток, и в течение 15 минут.

[attention type=yellow]

Ставки также во многом индивидуальны, искать на рынке лучшее предложение стоит из своих собственных предпочтений и условий.

[/attention]

Для получения кредита, как правило, требуется подготовить финансовую отчётность, справку об отсутствии задолженностей и анкету (заявление).

Таким образом, если участник закупки участвует в тендерах и закупках на постоянной основе или торги идут со значительной начальной ценой, более удобным будет использовать механизмы привлечения заемных средств для внесения денежных средств в качестве обеспечения документа на участие в торгах. В случае если у участника закупки имеется возможность использовать собственные средства, то такой вариант конечно для него будет более предпочтительным.

Не стоит также забывать и про возможность предоставления банковской гарантии, которая позволяет участнику заплатить гораздо меньшую сумму, чем требуется для обеспечения заявки. Но в таком случае, он эту сумму перечислит безвозвратно, тогда как сумма денежных средств, перечисленная на счет, подлежит возврату в сроки установленные законодательством.

Контрактным законом установлены особые требования к сроку действия именно банковской гарантии предоставляемой для обеспечения заявок, что отличает ее от обеспечения исполнения контракта. Такой срок должен составлять минимум 2 месяца с даты окончания подачи заявок.

Конкретные требования банковской гарантии установлены частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе. Основным новшеством, привнесенным контрактным законом в систему обеспечения в отношении банковских гарантий, является внедрение механизма реестра банковских гарантий, который был призван обеспечить прозрачность и достоверность этого рынка.

Ни для кого не секрет, что в период действия 94-ФЗ было большой проблемой наличие на рынке огромного количества так называемых «серых» гарантий. Поэтому была установлена обязанность Заказчика сверяться с данным реестром при принятии банковской гарантии, а банки стали обязаны размещать соответствующие сведения в реестре в течение одного рабочего дня со дня выдачи такой банковской гарантии.

Получение банковской гарантии связано с наличием некоторых особенностей и нюансов. В первую очередь это связано с тем, что не все банки имеют право выдавать такие банковские гарантии, а только включенные в так называемый «налоговый» перечень, установленный частью 1 статьи 45 НК РФ.

Поэтому прежде, чем обратиться в банк его стоит проверить по этому перечню.

Существенно сэкономить время и силы могут банки, которые предлагают сервисы для оформления банковской гарантии в электронном виде, что является вполне логичным шагом в системе государственных закупок, где полностью электронные аукционы давно уже заняли лидирующие позиции среди остальных способов закупок.

Размеры обеспечения заявки

Размер обеспечения заявки является величиной не постоянной, устанавливается по желанию и на усмотрение Заказчика, но с учетом условий и пределов законодательства. К таким условиям относится способ определения поставщика, величина начальной цены контракта, а также преференции и ограничения, установленные Заказчиком.

По общему правилу размер обеспечения документа на участие в торгах должен быть установлен в пределах от половины процента до пяти процентов от НМЦК.

Но для аукционов это правило действует только при условии, если начальная стоимость контракта составляет больше трех миллионов. Если же начальная стоимость контракта меньше или равна трем миллионам, то в таком случае размер обеспечения фиксирован Законом о контрактной системе в размере одного процента от НМЦК.

[attention type=red]

В случае установления преференций для организаций инвалидов или учреждениям или предприятиям уголовно-исполнительной системы, а также ограничений для малого бизнеса и некоммерческих организаций, меняется только верхний предел из общего правила, вместо пяти процентов, размер обеспечения документа на участие в торгах не может быть более двух процентов.

[/attention]

Если тщательно проанализировать вышеуказанные условия, можно проследить одну закономерность, которая заключается в том, что наиболее оптимальным размером обеспечения заявки, отвечающим одновременно всем условиям, является один процент от начальной цены контракта.

И, как показывает практика, Заказчики пользуются этой возможностью, поскольку это позволяет для них избежать лишних ошибок, при проведении большего количества закупок, условия которых отличаются.

Поэтому если Заказчик установил иной размер, хотя до этого использовал один процент, это может свидетельствовать о желании Заказчика законными способами ограничить количество участников и отсеять недобросовестных контрагентов.

Сроки возврата обеспечения заявки

Возврат обеспечения документа на участие в торгах по 44-ФЗ является необходимым условием данного механизма, поскольку при исчезновении условий, способствующих предоставлению обеспечения, Заказчик теряет основания для удержания денег перечисленных ему участником. Но при определенных условиях Заказчик имеет право удержать их и не возвращать участнику. В свою очередь участник торгов во избежание подобной ситуации стремится не допускать наступления таких условий.

Опять же в зависимости от формы торгов, зависит порядок и сроки возврата обеспечения. Причем стоит отметить, что возврату подлежат только деньги, внесенные на счет. По гарантии никаких действий после наступления окончания срока действия контракта не предпринимается.

Для конкурсов и аукционов закрытого типа установлен срок  по 44-ФЗ в пять рабочих дней с даты наступления определенного случая. Всего таких случаев несколько, в частности:

— для  участников, кроме победителя, это подписание итогового протокола;— для победителя это подписание государственного или муниципального контракта;— отмена торгов;— отстранение участника от торгов;— отзыв документа на участие в торгах участником;— направление заявки после окончания срока подачи заявок;— отказ от подписания контракта;

— не согласование контракта с единственным поставщиком (если в соответствии с законом требуется согласие контрольного органа).

Источник: https://azbukatenderov.ru/uchastniku-zakupok/obespechenie-zayavki-po-44-fz-i-223-fz.html

Законы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: